ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

Давайте рассмотрим самые популярные долгосрочные инвестиционные стратегии. Опыт наблюдения за рынком, анализ приобретений и потерь стоит за каждой из этой стратегий. Все они достойны внимания и уважения. Этот сайт посвящен одной из них – доходной стратегии. Тем не менее, полезно знать, в каком ряду она находится. И понимать, что стратегия – не догма, а ориентир. И в умных руках всегда, как правило, складывается некий симбиоз стратегий, который и становится вашей личной умной стратегией, соответствующей индивидуальному чувству времени, темпераменту и задачам.

 

КУПИ И ДЕРЖИ – самая пропагандируемая стратегия. Чаще название ее произносят на языке оригинала – "buy and hold".

 

В чем ее суть? Рекомендуется регулярно выделять некоторые средства и покупать на них акции. Покупать и забывать о купленном, но не забывать купить снова. Акции, конечно, будут меняться в цене, вместе с ними будет меняться в цене и капитал инвестора "buy and hold". А идея заключается в том, что в перспективе мы надеемся на рост рынка, который не только покроет инфляцию, но и принесет неопределенно большой бонус.

Критика. С одной стороны, история как будто подтверждает идею стратегии "buy and hold", но не на всяких промежутках времени. Как метко заметил Баффет, если бы история указывала на будущее, то самыми богатыми людьми были бы библиотекари. И данная стратегия совсем не обсуждает какие акции покупать. При каких условиях продавать – также непонятно, наверное, подразумевается, что когда капитал будет востребован, акции потихоньку и беспорядочно будут распродаваться.

Защита. Тем не менее, эта стратегия лучше отсутствия какой бы то ни было стратегии и безопасней краткосрочных спекуляций. Описанные ниже стратегии держат ее за основу, чтобы обезопасить стратега от частых спекуляций, и пытаются дать ответы на те вопросы, что остались без рассмотрения купи-держи-инвесторов.

 

СТОИМОСТНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ, или метод Грэхема, или метод Баффета, на языке оригинала – "value investing".

 

Стратегия утонченная и элегантная, как и ее создатель, интеллектуал и служитель муз - Бенджамин Грэхем. Кроме того, эта стратегия имеет много успешных интерпретаций, что создает немалую путаницу в умах. Постараемся разобрать и суть, и хотя бы несколько подходов к этой сути.

В чем суть? Грэхем не ищет на рынке справедливости, он уподобляет рынок богатому сумасшедшему, который то продает свои активы, то покупает, а при этом объявляемая им цена зависит от стадии психоза: может Манхэттен за бусы продать в минуту депрессии, а может в минуту эйфории и торговать бусами по цене Манхэттена.  Главу "Господин Рынок" из "Разумного инвестора" должны давать детям в пятом классе заучивать наизусть вместо Гоголя...

Грэхем предлагает весьма разумную вещь: покупать акции, которые Господин Рынок почему-то оценил значительно дешевле активов, которые за этими акциями стоят, и наоборот – продавать акции, когда они оценены Рынком значительно дороже активов, за ними стоящих. Покупайте недооцененное и ждите переоценки – очень разумно. Подход требует усидчивости, внимания, выдержки и знания основ бухгалтерского учета. То есть компанию надо уметь оценить, дождаться ситуации, когда рынок предлагает эту компанию купить на 30-60% дешевле вашей оценки активов компании (30-60% – то что Грэхем называет "маржой безопасности"), снова суметь подождать, перетерпев любые возможные снижения цены ниже низкого, и продать компанию, когда либо рынок оценит ее по достоинству, либо оценит ее выше достоинства на те же 30-60%.

Сам Грэхем очень любил либеральных женщин, рисунок, французскую поэзию и дома на взморье, ему явно было чем заняться, кроме бизнеса. И стратегия оправдала его надежды, он без особых усилий заработал себе на все свои хобби. Правда, ушло много времени и сил на то, чтобы "додумать" эту стратегию под себя.

Критика. Порой встречаются компании, которые недооценены рынком вполне справедливо. Ведь мало иметь актив, важна отдача на актив, цена владения. В общем случае, самое важное - рентабельность актива, которым владеешь. Ответ Грэхема на этот факт заключался в широкой диверсификации вложений – храните свои яйца в 20-40 корзинках и спите спокойно, если вдруг одна корзинка прохудилась.

Защита. Самая прибыльная стратегия для людей с крепкой головой и крепкими нервами. Не имеет себе равных по доказанной эффективности: сделала тысячи очень разных простых людей во всем мире миллиардерами и миллионерами.

 

Что добавил Баффет? Баффет обратил внимание на качество управления компанией. Буквально: он посоветовал искать такие компании, которыми можно вообще не управлять, или как он сам говорил, которыми может управлять сосиска в тесте. Чтобы было понятно, рассмотрим хотя бы МГТС – московскую городскую телефонную сеть. Ведь совершенно все равно, что там за менеджмент сидит. Какое бы качество услуг компания не предоставляла, все одно найдется пара миллионов человек, подписанных на городской номер, по которому они никогда не звонят и уплачивающих за него 250 рублей в месяц (или сколько они  в МГТС  гребут сейчас). Это яркий пример компании во главе совета директоров которой можно положить хотдог. Ну если там когда-нибудь окажется талантливый менеджер – еще лучше, удача для акционеров. Если же вам не удается находить подобные компании, тогда обращайте внимание на людей, что управляют теми бизнесами, долю в которых вы покупаете. Активность высокоморальных талантливых людей творит чудеса – вот основной смысл послания Баффета. Я же думаю, что чудеса творят потоки реинвестируемых денег на счетах Баффета от монополий, в которые инвестировал Баффет.

Собственным советам, Баффет сам, как правило, не следовал. Его портфель акций всегда был очень диверсифицированный, предприятия-лидеры встречаются, но занимают очень незначительную нишу. Баффет не обращает внимание на дивиденды только в том случае, если полностью управляет финансовыми потоками тех предприятий, что он купил. Обращает он повышенное внимание только на предприятия, которые организуют большой поток наличных на его счета, отсюда и значительный перевес контрольных пакетов банков и страховых компаний в его портфеле. Баффет сам, как это ни удивительно, в грош не ставит интересы миноритарных акционеров. А покупает только монополии или похожие на них бизнесы...

Я ни в коем случае не хочу принизить значение как вклада в наше знание об инвестициях, так и успеха Баффета. Мифология, которая окружает его имя, немного застит глаза, но если трезвым взглядом внимательно познакомиться с его историей, можно извлечь немало весьма ценных уроков. Спасибо Уоррен и удачи Вам!

 

Что добавили другие ученики Грэхема, кроме Баффета? Старайтесь покупать лидеров отрасли в лидирующих отраслях. Может быть. Но когда отрасль уже лидирует, в ней средний P/E переваливает за 20... а как узнать, какая отрасль будет лидировать, не обладая хрустальным шаром, любители лидеров не сообщают... Бесполезный совет, хотя и звучит очень убедительно.

 

ИТОГО по Стоимостному инвестированию для начинающих: покупайте в кризис акции хороших компаний, управляемых талантливыми людьми. И продавайте их в период эйфории на рынке, то есть, как только увидите заголовки в прессе про тихую гавань, про вечный рост и радость народных IPO. И да пребудет с вами сила!

ИТОГО по Стоимостному инвестированию для образованных:

  • оценка рынком компании не должна быть выше 67% от вашей оценки реальной стоимости компании – это ваш задел, ваша "маржа безопасности";
  • анализируйте компании, у которых P/E самый низкий в отрасли; отношение цены компании к прибыли должно быть меньше, чем годичный рост прибыли (т.е. PEG ratio менее 1); 
  • текущие активы должны быть вдвое больше текущих пассивов; 
  • средний годовой рост прибыли должен быть не менее 7% за последние 10 лет;
  • топ-менеджмент должен быть честным и умным; деловая репутация должна быть устойчивой, и, главное, – должна быть.
  • монопольное или псевдомонопольное положение очень перспективно... есть ли оно, определить не сложно: если корпорация может поднимать цену на свою продукцию и ее потребитель вынужден будет смириться с этим фактом (ему некуда деваться, альтернативы нет или она неприемлема) вы имеете дело с монополией.

Это не сложно. Такие компании есть на российском рынке и их немало.

 

На этом сегодня остановимся. Ибо стратегий впереди еще много, а внимание человеческое ограничено и хуже воспринимает большее количество информации, засунутое в одну статью. А продолжение непременно последует. 

комментарии |


за все время

за все время
за сутки
за 3 дня
за 7 дней
за 30 дней
  • Григорий
    1 апреля 2012 в 13:10
    Жду с нетерпением. Очень рад, что нашел этот сайт. Попробовав трейдинг
    понял, что это похоже не мое(время, здоровье). Всегда хотелось взглянуть
    на реального инвестора :-).


  • иван Соколов
    2 апреля 2012 в 13:42
    Олег, исходя из опыта инвестирования какая среднегодовая доходность у вас получается с учетом дивов и роста курсовой стоимости акций? Если можно то с учетом 2009 года и без него.
    • ОК иван Соколов
      2 апреля 2012 в 14:17
      рост курсовой не смотрю совсем. я человек азартный и могу попытаться поиграть - а это не разумно. смотрю за двумя вещами - 1. доходность на капитал по дивидендам, она год от года растет на 1-2%, начинал где-то с 6%, сейчас за 25%, но точно не скажу, не считал еще прошлый год. 2. отношение наличных к активам, сейчас я на 50% в наличных - это плохо, если в ближайший год не случится кризиса.
      смотреть благодарности
      • иван Соколов ОК
        2 апреля 2012 в 21:47
         Олег, хотелось бы еще задать вопрос, чтобы окончательно понять принцип. Вот если бы в 2008 году, акции упали и не отрастали бы лет 10 (такое же вполне возможно в будущем) и при этом див. доходность тоже бы упала, например до 4-5% годовых. Продавали бы вы акции с убытком, чтобы переложиться в более доходные или держали? Спасибо.
        • ОК иван Соколов
          2 апреля 2012 в 22:11
          давайте, пусть они сначала упадут и там останутся 10 лет . для моей стратегии - это ситуация мечты. стану самым богатым, да еще и знаменитым :) :) чтобы при этом упали и дивиденды - феномен феерический, такую экономическую ситуацию я могу представить, но она в современном мире не может длиться много лет, это ситуация золотого стандарта, а не бумажных денег. но рыночную - пока нет, не вижу я падения акций в америке когда там с 22 по 26 год была дефляция. то есть экономически - это ситуация дефляции, то есть ставки по кредиту вокруг 0%, как сейчас, но только наличность дорожает в цене. в таком случае дивиденды в 4-5% равны будут сегодняшним 14-16%. такие дела... то есть акции не продаем, а на получаемые дивиденды, внимательно почитав отчеты тех безумцев, которые платят больше 10%, их осторожно покупаем... - такой рецепт... 
          вообще я не склонен поощрять у себя фантазии на рыночные темы. это дело как правило ведет к убыткам. ибо вместо того, чтобы бодрым и трезвым умом реагировать на реальность, начинаешь реагировать выдуманными шаблонами на свои фантазии. изменятся на рынке условия - будем думать, как сделать их для нас доходными.
          смотреть благодарности
      • Grigory ОК
        3 февраля 2016 в 12:27
        25%?? Это как так получается? Это зависит от длительности владения акцией? Объясните пожалуйста, за счёт чего такой рост? И что такое В НАЛИЧНЫХ? Я думал что дивиденды не более 10-12%.
      • Grigory ОК
        3 февраля 2016 в 12:30
        И ещё хочу спросить. Получается что Депозит гораздо рискованней. Ведь это одна корзинка. А если держать акции нескольких компаний, то это уже несколько корзин и если одна прохудится, то все-равно можно спать спокойно. А вот банк с депозитом прикроется, то все потеряно. Я прав здесь?
        • ОК Grigory
          3 февраля 2016 в 13:36
          да. для меня - все так.
          • Grigory ОК
            3 февраля 2016 в 13:59
            Спасибо. Почитал уже про недвижимость. У нас в мск однушка, в ней живём. Думаем в перспективе купить дом. Однушку сдавать. Её стоимость 5.5млн. А вообще была мысль продать её и от строиться в пригороде, но все упирается в работу. У Вас есть мысли на этот счёт? Вы бы стали оставлять квартиру?
  • Неизвестный комментатор
    15 апреля 2012 в 14:32
    Огромное спасибо, Олег! Я самый обычный обыватель из самого
    провинциального городка России. Лет мне не 25, а уже 45. В какой-то момент
    поняла, что года уходят, на государство надеется нечего (чем дальше идут года,
    ты становишься дряхлее и беднее). В моем банке проходила акция «Открой
    банковский счет – получи акцию Газпрома в подарок!». В прошлом году открыла
    счет на ММВБ, поторговала на рынке акциями, немного проиграла, около 25%
    капитала. Еще не совсем разочаровалась, попробую сформировать портфель,
    учитывая ваши советы. 
    • ОК Неизвестный комментатор
      15 апреля 2012 в 14:42
      Торговать на рынке не стоит - не советую. Активная торговля - профессиональная работа, требует даже не столько знаний сколько специфического устройства психики, особой ее подготовки. 
      Намного проще и безопаснее инвестировать. Подобрав хорошие компании с хорошими дивидендами купить их акции и держать до тех пор пока все в бизнесе этих предприятий устраивает и дивиденды устраивают.
      Удачи Вам! Постараюсь, чтобы мой сайт был максимально полезен для Вас.
      • Alexey Myasnikov ОК
        15 апреля 2012 в 18:12
        Кстати, мне кажется, что основная часть ваших подписчиков будет из той категории, которую называют "инвестор - это неудавшийся спекулянт". Вряд ли найдутся новички-долгосрочные инвесторы, у большинства мозги иначе устроены, да и реклама быстро заработать доступна! Так что, давайте не только вводные статьи, а анализ, прогноз, примеры - все на что мы падки! :))
        Слабое место в вашем успехе, на первый взгляд то, что вроде как повезло найти за 10 лет высокодивидендные акции, а "фантазии на рыночные темы" Вас не интересуют, и если все изменится, то отреагировать Вы не сможете.
        20-летнее снижение рынка Японии повлияло на дивиденды, не знаете? Ведь если дивиденды там падали, то выйти из акций можно было только с большим убытком...
        • ОК Alexey Myasnikov
          15 апреля 2012 в 18:36
          дивиденды в Японии действительно падали. и рынок снижался. но сначала был пузырь такого размера, что дивиденды были ничтожны, и ни один дивидендный инвестор не покупал бы года за три до обвала японские акции. это просто если дивидендную доходность, как индикатор использовать. если к этому добавить хотя бы историю P/E и ROS лет за 5, то там также было все достаточно очевидно для долгосрочного инвестора, а не спекулянта за 3 года до обвала. 
          Про повезло - мне и пять лет назад говорили, и два года назад и сейчас говорят. Если считаете, что повезло, можно вернуться к этому разговору через 5-7 лет ведения счета модельного пенсионера. вдруг и правда повезло?никаких прогнозов здесь не будет, как и прочих завлекаловок. мне массовость тут не нужна. я с этого дела дохода не имею, и если и не буду иметь - не беда, мне рынок прилично отдает. будет модельный портфель, философия и самый минимальный анализ, чтобы не засорять голову. этот сайт для консервативных людей,  таких как я сам. здесь нет места пропаганде быстрых заработков и прочей чуши. "фантазии на рыночные темы" меня действительно не интересуют - они мешают зарабатывать, мешают адекватно реагировать, как и любой избыток информации. такие дела.  
          смотреть благодарности
          • Alexey Myasnikov ОК
            15 апреля 2012 в 20:01
            Отлично-отлично! Я-то как раз кинул часть денег под ваши рекомендации! Теперь понятнее:  есть РФ стоит на пороге "пузыря", то через пару-тройку лет не будет цен, по которым стоит закупаться?!
            И я бы дополнил стратегию тезисом о возможности продать акцию, если прибыль по курсовой разнице больше, чем дивиденды за 5-7 лет!
            • ОК Alexey Myasnikov
              15 апреля 2012 в 20:18
              у меня подход пока был такой по продаже: если дивиденды к текущей цене меньше 5% и бизнес компании не внушает уверенности, что через год компания выплатит хотя бы 7-8% к текущей цене - тогда на продажу. но возможно, что Ваш подход более техничен... 
              как тогда быть с Сургутнефтегазом пр.? у многих инвесторов средняя цена покупки 11 рублей. то есть продав сейчас можно получить приличный куш. а ожидаемы дивиденды больше 2 рублей. а справедливая оценка больше 30 рублей, как минимум... продавать?
              • Alexey Myasnikov ОК
                15 апреля 2012 в 20:56
                Да , думать надо... Но я бы продал! Вероятность не найти применения деньгам за пять лет мала, а  так кэш сейчас разумнее вместо дивидендов в том же размере, растянутые на 5-7 лет . Наверняка мало акций дают такую возможность, или нет?
                • ОК Alexey Myasnikov
                  15 апреля 2012 в 22:22
                  понимаете, здесь проблема в том, что очень сложно предсказать, что будет нужно, кэш или доходность. ведь скажем случись в эти пять лет инфляция и кеш будет трудно пристроить, а акции вырастут вместе с дивидендами еще выше, и будет обидно. а случись падение рынка и будет казаться, что лучше бы кэш... мы судим обычно по прошлому, но Баффет метко заметил, что если бы прошлое повторялось, то библиотекари были бы самыми богатыми людьми.
                  я думаю, что от добра добра не ищут, и если у Вас есть дешево купленные акции приносящие удовлетворительный денежный поток - стоит три раза подумать прежде чем с ними расстаться.
                  а такую возможность в моем портфеле сейчас дают большинство акций... так что, когда портфель старый всегда есть о чем подумать... :)
              • Vfsher ОК
                7 июня 2020 в 23:55
                Добрый день Олег Васильевич.
                Подскажите. На сегодняшний день, ваш подход к продаже акций остался таким же как в 2012 году?
                Заранее спасибо за ответ.
                • ОК Vfsher
                  8 июня 2020 в 10:15
                  Добрый день. Я учусь каждый день... Все эти 8 прошедших лет... Конечно, что-то меняется. Я старею, в том числе. Становлюсь всё более консервативным перцем. Год назад сам перечитал свой сайт от корки до корки. Думал - подредактирую глупости. Но ничего такого, что надо править, не нашёл. Видимо ничего лучше я за 8 лет не придумал. Какие-то ньюансы конечно изменились во мне - но в целом я держусь за старое...
                  смотреть благодарности
  • Tradejapan
    26 мая 2012 в 14:11
    Вчитываюсь и глубокомысленно всматриваюсь в эти загадочные соотношения Р/Е и такие лаконичные: "
     текущие активы должны быть вдвое больше текущих пассивов; средний годовой рост прибыли должен быть не менее 7% за последние 10 лет"...но! 
       Олег! пожалуйста разберите на конкретном примере хотя бы одного эмитента все эти характеристики! где можно взять исходную информацию для этого ? ...вообщем ликбез для чайников, Плиз !!!  
    • ОК Tradejapan
      26 мая 2012 в 15:05
      :) постараюсь летом сделать.
  • Grigory
    3 февраля 2016 в 10:53
    Приветствую. Читаю потихоньку блог. Пока ещё не совсем понял стратегию, нужно вникать. Не понял как оценивать компанию. Есть вопрос. К примеру у меня портфель у некого брокера, могу ли я менять брокера? Если у брокера отзывают лицензию, ну или по каким-либо причинам он закрывается, это не несёт риск для моих приобретенных активов? Какие действия в данной ситуации?
    • ОК Grigory
      3 февраля 2016 в 11:51
      На все эти вопросы есть ответы в статьях и в комментариях тут :)
      • Grigory ОК
        3 февраля 2016 в 12:22
        Поспешил) Спасибо!
      • Grigory ОК
        3 февраля 2016 в 13:42
        Олег, а если продавал акции, но потом к ним вернулся, по тупости к примеру, то это как-то влияет на дивиденды?
      • Grigory ОК
        3 февраля 2016 в 13:43
        Т.е если акции выросли в цене на 30-60%, то мы рассматриваем их продажу?
  • Grigory
    13 мая 2016 в 23:40
    Олег, вроде начинает доходить, почему в итоге доходность дивидендов портфеля растет... Если смотреть к примеру на выплаты дивидендов по текущей цене, то да, они к примеру 6-8%. Но ведь те акции, что в портфеле, куплены по более низким ценам, по отношению к тем же акциям, но по текущей цене и поэтому дивиденды от своего портфеля со временем мы получаем конечно выше, нежели от только что купленных акций. Я прав? Конечно для Вас это элементарно)) Но вот такая простая вещь до меня дошла как-то не сразу...