ДОЛГИ, ПЛОХИЕ И ХОРОШИЕ

Традиционно аналитики делят долги на плохие и хорошие. Это разделение указывает нам на одно важное обстоятельство: долг, созданный для производства долгосрочных инвестиций, считается "хорошим" или "разумным", а долг, созданный для краткосрочного потребления, для проедания, считается "плохим", "порабощающим".

 

И правда, ничто так не портит финансовую карму, как рост потребительских расходов. Кредит, потраченный на еду, одежду, электронику, отпуск, автомобиль, считается плохим прежде всего потому, что такого рода долги сокращают возможности, а не создают их.  Потребительские кредиты выдаются под весьма ощутимые проценты, приобретаемые на них предметы со временем теряют свою стоимость и не создают источников дохода.

 

Кредиты, взятые на оплату образования, покупку недвижимости и развитие собственного бизнеса считаются хорошими. По идее, если вам повезло и вы были достаточно разумны и подвижны, то образование должно создавать дополнительные возможности, в том числе и доходные возможности, недвижимость и бизнес могут расти в цене и приносить дополнительный доход... И так далее. Логика, я думаю, всем понятна.

 

И если мы этой логике последуем, то можем извлечь более широкий вывод: есть кредиты, пожирающие будущие возможности и есть кредиты, умножающие будущие возможности. Я пользуюсь именно этим различением. Ибо своевременно приобретенный и правильно использованный пиджак, отпуск или автомобиль могут создать ценности и приумножить шансы, а необдуманно купленное "образование" или несвоевременно простимулированный бизнес могут скушать будущее.

 

Если вы посмотрите на свою жизнь как на  инвестиционный проект (большой или маленький), а на любое ваше жизненное действие как на инвестицию, где вы вкладываете свои энергию, время и доступные ресурсы в мероприятия, обещающие новые возможности, то вы увидите, что кредит любой инвестиции добавляет риска, всегда забирая на свое получение и обслуживание некоторые еще не созданные возможности. На мой взгляд, нет плохих или хороших кредитов. Есть плохие или хорошие планы, отягощенные более или менее обширными обязательствами. На мой взгляд: чем у меня план более свободен от обязательств, тем он лучше.

 

Случаются, конечно, настолько хорошие планы, что на их реализацию ничего не жалко. К сожалению, мы узнаем о том, плох план или хорош на самом деле, только реализовав его.

 

Для оценки тяжести долга обычно используют коэффициент, отражающий отношение суммы задолженности к годовому доходу. То есть, если мой годовой доход 40 000 долларов, а я взял в долг 10 000 долларов, то мой долг тянет на 25% моего годового дохода. Хороший коэффициент - нулевой, критическим для "плохих" долгов считается 25%. По приемлемому коэффициенту для "хороших" долгов идут споры, которые мы еще обсудим в дальнейшем.

 

Лично я пользуюсь только самой плохой формой кредита и то – время от времени. Сейчас у меня нет кредитной карточки, но раньше была. И, возможно, будет в будущем. Когда кругом бушует кризис и каждая копейка на счету, ибо самое время инвестировать, мне нравится возможность на пару недель-месяц бесплатно занять денег у банка на транспорт или отель. Приходится быть бдительным и вовремя погашать задолженность, чтобы она оставалась бесплатной, но порой оно того стоит. Я могу себе представить обстоятельства, в которых я бы взял ипотечный кредит, но пока мне с такой удачей не суждено было встретиться. Во всех прочих случаях я для себя считаю долг недопустимым.

 

 

комментарии |


за все время

за все время
за сутки
за 3 дня
за 7 дней
за 30 дней
  • Алексей Г
    8 ноября 2012 в 14:42
    Возможно ли и каким образом по РСБУ отчетности, скажем Башнефти за 3-ий квартал (https://docs.google.com/viewe...) определить "хорошие" и "плохие" долги?
    Нужно смотреть раздел №5 "Краткосрочные обязательства"? Какие вложенные строки раздела отнести к "хорошим" и "плохим" долгам?
    • ОК Алексей Г
      8 ноября 2012 в 15:05
      тема корпоративных долгов будет раскрыта позже, по мере комментирования книжек Грэхема... прямо сейчас у меня не достаточно времени толком разобрать ситуацию на этом примере. прошу прощения.
  • MaximKramarenko
    8 ноября 2012 в 14:43
    Часто в пользу потребительского кредита приводят такой аргумент: он позволяет купить вещи (телевизор, холодильник и прочее) быстрее, а не ждать N месяцев пока заработаешь.

    По этому поводу есть следующее возражение: кредит означает, что каждая вещь в реальности будет стоить дороже. Если же доходы фиксированные, то на зарабатывание этих денег уйдет чуть больше времени, а значит купить следующую вещь сможешь чуть позже.

    Например, мы можем насобирать на телевизор за 6 месяцев или взять его же в кредит, с которым расплатится за 8 месяцев. Да, покупая телевизор в кредит мы можем пользоваться  им прямо сейчас и не ждать полгода, но ведь наши потребности не ограничиваются одним телевизором ? Покупая телевизор в кредит мы тем самым откладываем ВСЕ следующие покупки (хоть в кредит, хоть за наличные) на 2 месяца. Следующая покупка в кредит - еще плюс 2 месяца и т.п.

    Т.е. кредит позволяют купить первую вещь в серии быстрее, но на приобретение всей серии времени уйдет больше, чем если просто собирать. Отсюда получаем, что кредит имеет смысл только для единичных (за всю жизнь) покупок, когда никакой серии нет. Вроде ипотеки.

    • ОК MaximKramarenko
      8 ноября 2012 в 15:06
      любопытно
    • Pavel Polozkov MaximKramarenko
      8 ноября 2012 в 16:52
      **Отсюда получаем, что кредит имеет смысл только для единичных (за всю жизнь) покупок, когда никакой серии нет. Вроде ипотеки.**
      Просто на вторую ипотечную покупку уже жизни не хватит)))
      смотреть благодарности
    • Grigory MaximKramarenko
      19 мая 2016 в 22:48
      Кредит не имеет права влезать в нашу инвестиционную жизнь, если это просто какие-то вещи, даже без серии. Вы покупаете телик за 50.000, а в кредит вы выплатите все 80-100? Всегда. Всегда в ширпотребе, технике и остальной мелочи - Вы кормите банк и занимаетесь антиинвестицией. Проценты ни в какие ворота не лезут. 20-30 % годовых...Сума что ли приходили.. Даже не думайте ничего ускорять в жизни с помощью кредита. Мой совет. За исключением, если Вы как Олег хотите взять на пару недель - Это другое. И то.... Если точно знаете чем отдавать.
  • MaximKramarenko
    8 ноября 2012 в 14:49
    Да, по поводу кредитных карточке с grace period. Я к ним присматривался, но смысл не уловил. Много мы там денег не возьмем, т.к. их довольно быстро нужно вернуть.
    Ну, допустим, за счет хитрых досрочных погашений мы можем год бесплатно пользоваться суммой в 50 тысяч рублей, отлично. А теперь предположим, что мы не будем связываться с карточкой и просто возьмем свои 50 тысяч рублей. На этом мы теряем порядка 5 тысяч рублей в год процентов, но нам не нужно платить за обслуживание карточки, комиссии, возможные штрафы.

    Итого выигрыш получается порядка 2-3 тысяч рублей в год. По-моему, возня со всем этим не стоит того.
     
    • ОК MaximKramarenko
      8 ноября 2012 в 15:11
      в обычные времена - точно оно того не стоит. вероятно, что и ни в какие времена не стоит... но факт есть факт:  летом 2008 года мне это показалось осмысленным, осенью и зимой я пару раз пользовался кредитом...летом 9 года карточку закрыл... просто факт биографии.
    • slayer4all MaximKramarenko
      8 ноября 2012 в 20:27
      Откуда такое предубеждение к карточкам с Грейс периодом? Несколько фактов:
      1. Есть большой выбор карт, по которым отсутствует плата за обслуживание и выпуск;
      2. Есть карты, которые обеспечивают возврат потраченных средств либо деньгами (до 3% от ВСЕХ покупок), либо условными баллами (например авиакомпаний, возврат до 16%!). При обороте в год 1 млн. - минимум 30 тысяч просто из ниоткуда! Подробнее проанализировал доходность в таблице: https://docs.google.com/sprea...
      3. Сумма процентов зависит от оборота по карте. А если это 300 тысяч,а  не 50? А если больше? С 500 тысяч в год набегает 50 тысяч только за счёт получения процентов на свои средства, которые расходуем на месяц позже. Это уже примерно 50 тысяч. Хватит на Алроса-Нюрба... :)
      4. Для меня, например, карта - это возможность развести потоки доходов и расходов. Т.е. я трачу сколько мне нужно, а все доходы сразу вношу на депозит под 10%. Раз в месяц гашу кредит. Очень удобно, потери времени на все операции сведены к минимуму.

      Я считаю, что карта с грейс периодом - плохая идея для людей с неустойчивой психикой, склонных потратить всё, что есть и чего нет. Но такие люди деньги везде теряют. :) Для остальных карта при умелом обращении - несомненный плюс.
      • Dzhamshut slayer4all
        9 ноября 2012 в 21:18
         Это все правильно. И очень хорошо. До первого форс-мажора. Подскользнулся-упал-очнулся-пропустилгрейспериод. Конечно, вероятность минимальна... :) Да даже просто замотался, забыл, уехал на дачу, на рыбалку...
        • valfoam Dzhamshut
          11 ноября 2012 в 01:13
           Если плохо с памятью - ставим напоминашки на телефон. Если совсем плохо - на 2 телефона. Или даже на 3. Даже я со своей памятью (а у меня голова, как лейка садовая) 1 раз попала на %%, там было несколько рубликов. Это за 8 лет пользования кредиткой/овером.
      • Oksana_and_Son slayer4all
        14 ноября 2012 в 17:42
        Зацепила фраза "такие люди деньги везде теряют". 
        Я не склонна потратить все, что есть и чего нет. Но деньги везде теряю. Досадно. :)
        Сначала у меня жили наличные в тумбочке. Учет я веду. Но регулярно недосчитывалась - куда пропадают, неясно. 
        Подумала. Завела сейф и стала все держать в сейфе. Все-все, кроме суммы "на один поход в продуктовый". После каждого магазина, соответственно, я туда залезала и вписывала на конвертах приход-расход. Сначала все успокоилось. А потом суммы, написанные на конверте, с содержимым конвертов стали постоянно расходиться. :)
        Вот тут я вышла из себя и решила все хранить на депозитах в банке. 
        Прекрасно, с депозитов они не пропадают. Пока. Слава богу.Но теперь стали пропадать карточки... :)))Я их даже не активирую - всучают до кучи. Так неактивированными и пропадают. :)А! Когда  наличные были в тумбочке, карточки не пропадали. :)
        Не могу себе представить, как это вылечить.  
        • slayer4all Oksana_and_Son
          14 ноября 2012 в 21:03
          Оксана, сочувствую! 
          С другой стороны у Вас очевидный прогресс - раньше Вы теряли деньги, а теперь - ненужные куосчки пластика! Верной дорогой идете! ;)

          А если серьезно - в каждом из нас есть....э-э-э...как бы это назвать помягче....очень расслабленый человек. :) Вопрос в том, будете ли Вы с ним мириться или пытаться его воспитывать. 

          Кстати, интересный у Вас опыт на счет учета расходов: мне это тоже не помогает - выясняется, что все средства потрачены вполне рационально. :) Поэтому я от учета давно отказался. Не всем это подходит.
    • Cortesia MaximKramarenko
      9 ноября 2012 в 12:24
      Очень удобная схема . Я зарплату сразу откладываю в банк , а в это время живу на кредитку - оставляю только необходимый минимум , который точно знаю потрачу наличкой. За все остальное - плачу по кредитке. Соответсвтвенно - покрываю кредитку в грейс. Никаких штрафных санкций. За оборот по кредитке свыше 7 тыс в мес - обслуживание бесплатное.
      Помимо текущей зарплаты на данном счете в банке лежит небольшая часть доступного стаб. фонда.  Таким образом получается чуть больше 2 тыс в месяц. Я считаю, что стоит повозиться:)  
  • kolyamour
    8 ноября 2012 в 14:53
    Не брать кредиты - отличный подход, особенно вспоминая под какие драконовские проценты приходилось брать деньги на бизнес в 1993-94 годы!

    С тех пор пользуюсь только кредитками, всегда погашая долг в льготный период. Это даже не столько кредит, а удобное средство платежа. Не нужно думать сколько брать с собой денег или какой остаток на счету...

    А об инвестициях, по моему убеждению, можно думать только не имея долгов, поскольку лучшая инвестиция - это от них избавиться.
    • ОК kolyamour
      8 ноября 2012 в 15:02
      совершенно согласен.
  • Владимир Власенко
    9 ноября 2012 в 07:56
    О да .
  • Владимир Власенко
    9 ноября 2012 в 08:07
    Сам с недавнего времени начал пользоваться кредиткой с грейс-периодом от Хом Кредита . 51 день никаких комиссий и обслуживание карты тоже бесплатное . Главное сроки соблюдать . Кстати и СМС-информирование по акции мне тоже бесплатно подключили . У меня вот какая схема получается , в этом же банке у меня открыт счет до восстребования под 10% годовых . Т.е. те деньги которые я бы так и так потратил на какие либо расходы , я могу одолжить у банка  БЕСПЛАТНО ( но только если расплачиваться картой безналом) . А в это же время эти же мои деньги лежат в этом же банке , да еще и под неплохие проценты .
  • Владимир Власенко
    9 ноября 2012 в 08:14
    Кстати они еще дальше пошли . Сейчас выдают кредитки еще и с функцией Кеш-бек . Там с каждой покупки возвращают на карту  2% и 3% ( там 2 вида карт ) . Обслуживание карты обойдется бесплатно при условии , что всю задолженность по карте вы гасите до конца платежного периода , т.е. дается уже не 51 , а 30 дней . Но даже так , я думаю очень хорошо .
    • WR4life Владимир Власенко
      11 ноября 2012 в 11:03
      это в каком банке?
    • MaximKramarenko Владимир Власенко
      14 ноября 2012 в 12:38
       Считал тут  расклады с кеш-бек карточкой от ХКФ, которая 3% возврат.

      У меня расходов,  которые можно провести по карточке где-то тысяч на 500 в год. Кешбека с них будет 15000. Вроде много. Но те же 15000 нетрудового дохода можно получить с депозита в 150 тысяч.

      А вот тут все начинает зависеть от объема сбережений. Если их совсем нет, то собрать 150 тысяч выглядит довольно фантастически и вариант с карточкой выглядит разумно.
      А если уже есть, скажем, 5 миллионов ? Тогда рост портфеля всего на 3% вызывают аналогичный рост нетрудовых доходов.

      Получается, что ключевой момент тут - как соотносятся годовых расходы с общим объемом инвестиций/сбережений, если сбережения в разы больше ожидаемых годовых расходов по карточке, то толку будет мало.
      • slayer4all MaximKramarenko
        14 ноября 2012 в 20:54
        Максим, для меня странно, что Вы сравниваете доход от инвестиций и от кэш-бэка, как альтернативы. Они не взаимоисключают, а дополняют друг друга.
        3% от всех расходов - это вполне себе серьезные деньги, учитывая то, что они вообще возникают "ни откуда". К тому же уровень расходов человека, как правило, связан с его финансовой состоятельностью: чем большим капиталом он обладает - тем больше тратит на свою жизнь, и тем больше инвестирует. Поэтому доходы от двух этих источников будут следовать друг за другом.
        Однако если Вы настаиваете, что 15 тысяч - не деньги, то я готов предоставить свои платежные реквизиты.... ;)
  • Dmitriy Belousov
    9 ноября 2012 в 09:41
    Олег, а как вы рассматриваете такую вот ипотеку, примененную несколькими моими знакомыми. Ипотека на 5-10 лет и месячный взнос равен или чуть более суммы получаемой от сдачи этой квартиры в аренду. Берется квартира в ипотеку и сразу сдается и сама себя выплачивает, через 5-10 лет тебя ждет квартирка, а сам так и продолжаешь спокойно жить в любимом мухосранске :)  Схема реально работает, не в Москве а в другом городе проверено.
    • ОК Dmitriy Belousov
      9 ноября 2012 в 09:51
      хорошая схема. жалко, что редко когда и где работает....
      • Александр Беккер ОК
        9 ноября 2012 в 11:16
        да.. достаточно посчитать какой должен быть первый взнос чтобы при ипотеке на 10 лет аренда покрывала её.. петинцев писал в своей теме- нижний потолок цены квартиры цена аренды *100
        • MaximKramarenko Александр Беккер
          9 ноября 2012 в 11:59
           Тут проблема в том, что деньги, потраченные на первый взнос, не инвестируются много лет и никакой пользы от них человек много лет не получает.
          • Luck_cky MaximKramarenko
            9 ноября 2012 в 12:47
            Это для диверсификации портфеля хорошо. Если учесть что похожая или большая сумма уже в акциях, например.
  • Cortesia
    9 ноября 2012 в 12:11
    Это точно
  • Павел Т
    10 ноября 2012 в 21:39
    Решил посчитать, что лучше Cash back или Grace period.

    Получается, что Cash back, причем по всем статьям. Вот они:

    1. Намного большая доходность.

    Grace period дает нам отсрочку на 1 месяц, т.е. деньги (потраченные безналом за месяц) могут крутиться 1 месяц, учитывая 12% максимальную ставку по вкладам, получим 1% доходности. При этом надо учесть, что т.к. мы вкладываем деньги не всегда в конце месяца, то среднее время, которое они могут пролежать на депозите - всего 15 дней, т.е. 0,5%

    Cash back дает возврат 2,3,5% от потраченной безналом суммы, т.е. доходность в 4,6,10(!) раз выше, чем от Grace period.

    Вот позавчера прислали предложение о гарантированном Cash back от Промсвязьбанка в размере 5%. На любую карту! А у меня одна - полученная дебетовая бесплатно к вкладу. Ну что, 5% скидки ко всем расходам - весьма неплохо :)

    2. Отсутствие необходимости беготни, погашения вовремя, слежения и т.п.

    3. Следствие п.2 - невозможно получить убыток (требование уплаты процентов) при просрочке Grace в результате непредвиденных событий

    Cash back нам в помощь! :)
    • valfoam Павел Т
      11 ноября 2012 в 01:26
      Павел, таки зацепила Вас темка с кещбеками))). Кстати, а зачем выбирать, если можно не выбирать, а иметь КК и с грейсом и с кешбеком? ;-) Это как раз для меня, я люблю "все и сразу")))
      Немного расчетов. При тратах 50 тыс/мес=600тыс в год (а это средние траты семьи в столице) мы по той же телефонке Уралсиба
      получаем 18 тыс в виде кешбеков и при размещении средств 50тыс под 10%
      годовых еще 5тыс по %%. Итого 23 тыс просто так, из воздуха. Из чужих
      денег - денег банка. Это почти 2 тыс в мес. Если их размещать с
      доходностью на 8-9% выше инфляции, через 25 лет будем иметь в районе 2
      млн (в сегодняшнем уровне цен). За эту сумму можно квартиру купить и
      сдавать, получая прибавку к пенсии те же 10-12 тыс. Просто так. Из
      воздуха. ИМХО, неплохо!
      А есть повышенный кешбек по некоторым категориям (10-11%). Я, например, в этом месяце накешбечила ок. 14 тыс., брала авиабилетов на сумму ок. 140тыс, по 1 карте кешбек партнера 10% на определенный сайт, там, кстати, и а/билеты дешевые, и 11% по другой карте, там по акции в этом месяце повышенный кешбек на АЗС и покупку авиа- и ж/д билетов. Отличную премию себе заработала, я считаю. Причем просто так, без особых усилий. Понятно, что такие "премии" случаются нечасто, но все же.
      • slayer4all valfoam
        12 ноября 2012 в 16:14
        Подскажите, о картах каких банков идёт речь с Кэш-бэком в 10 и 11%?
        Тоже себе хочу такую! :)
        • valfoam slayer4all
          12 ноября 2012 в 23:12
           ТКС дебетовка, 5% кешбек по льготным категориям, 10% у партнеров, 0,5% на все остальное. Ренессанс, 10% по льготным категориям и 1% на все. Пишут на сайте, что будут суммировать до 11%. Вообще, всегда смотрю и считаю, где какой картой платить выгоднее. По КК еще прибавляем +0,85% в месяц от прокрутки средств под %%.
          • slayer4all valfoam
            14 ноября 2012 в 20:10
            Похоже у Вас ошибка в расчетах: максимальный кэш-бэк по карте Ренессанс - 1 тысяча рублей в месяц, по ТКС - 3 тысячи.
            Соответственно более 4 тысяч Вы не могли заработать в месяц по двум этим картам при любом объеме покупок.
  • Неизвестный комментатор
    12 ноября 2012 в 10:55
    Хочешь-не хочешь, а кредитная карта порой нужна, пришлось оформить. Мы любим в путешествиях брать машину в прокат в разных странах. Многие прокатные компании дают авто только по кредитным картам, но зато прокат у них стоит в два раза дешевле, чем у тех, кто берет наличные деньги или принимает дебетовые карты (в Испании мы так вместо 198 евро заплатили порядка 400, т.к. не учли этот нюанс). В следующий раз были умнее - завели кредитную карту и использовали именно её.
    И тут - главное, не увлечься кредитами и не брать их по поводу и без повода...
  • Андрей К.
    16 января 2020 в 07:23
    Олег, добрый день! Возник вопрос скорее философский, так как математически выгоду всего действа я уже посчитал.
    Суть вот в чем, молодым семьям на дальнем востоке правительство с цель привлечения жителей в регион выдаёт ипотечные кредиты под 2% процента годовых. С учётом таргета инфляции в 4% можно сказать что это «беспроцентный» займ.... как вы смотрите на такую авантюру для покупки собственного жилья?
    • ОК Андрей К.
      17 января 2020 в 19:22
      Добрый вечер, Андрей. Прошу прощения за задержку с ответом.
      Нормальная авантюра. Был бы молодым - переехал бы. Проверьте подойдет ли Вам там климат. Мне нравилось на Дальнем Востоке в командировках, но не всем там нравится.
  • Stanislav
    16 августа 2022 в 07:36
    Добрый день. Цитата: “Я могу себе представить обстоятельства, в которых я бы взял ипотечный кредит, но пока мне с такой удачей не суждено было встретиться.” Можете рассказать, какие обстоятельства (условия) вы сочли бы подходящими для взятия ипотеки?
    • RoRo Stanislav
      16 августа 2022 в 10:57
      Позволю себе поделиться наблюдениями по условиям: первоначальный взнос от 30-50% стоимости объекта, срок кредита до 15 лет, ежемесячный взнос до 30% дохода заемщика, ставка по кредиту не больше чем на 2-3% выше текущих депозитов в банках, отсутствие пузыря на рынке недвижимости, возможность при необходимости сдать в найм залоговую квартиру за сумму ипотечного платежа. Первые три условия обязательны, вторые три - желательны.
      • Мефодий RoRo
        16 августа 2022 в 11:50
        Думаю, что главное условие для того чтоб кредит был "здоровым" такое -
        процент по кредиту должен быть ниже того процента, который дает капитал.
        • RoRo Мефодий
          16 августа 2022 в 12:11
          У меня по первому кредиту ставка была меньше в иные периоды на 3-5% доходности по вкладу. Славные были денечки.
      • Кирилл Власов RoRo
        16 августа 2022 в 12:50
        На рынке бывают редкие ситуации, когда платеж по ипотеке равен арендному платежу на такую недвигу. Если есть свободные деньги на первый взнос, то почему бы не воспользоваться неэффективностью рынка.