Давайте рассмотрим самые популярные долгосрочные инвестиционные стратегии. Опыт наблюдения за рынком, анализ приобретений и потерь стоит за каждой из этой стратегий. Все они достойны внимания и уважения. Этот сайт посвящен одной из них – доходной стратегии. Тем не менее, полезно знать, в каком ряду она находится. И понимать, что стратегия – не догма, а ориентир. И в умных руках всегда, как правило, складывается некий симбиоз стратегий, который и становится вашей личной умной стратегией, соответствующей индивидуальному чувству времени, темпераменту и задачам.
КУПИ И ДЕРЖИ – самая пропагандируемая стратегия. Чаще название ее произносят на языке оригинала – "buy and hold".
В чем ее суть? Рекомендуется регулярно выделять некоторые средства и покупать на них акции. Покупать и забывать о купленном, но не забывать купить снова. Акции, конечно, будут меняться в цене, вместе с ними будет меняться в цене и капитал инвестора "buy and hold". А идея заключается в том, что в перспективе мы надеемся на рост рынка, который не только покроет инфляцию, но и принесет неопределенно большой бонус.
Критика. С одной стороны, история как будто подтверждает идею стратегии "buy and hold", но не на всяких промежутках времени. Как метко заметил Баффет, если бы история указывала на будущее, то самыми богатыми людьми были бы библиотекари. И данная стратегия совсем не обсуждает какие акции покупать. При каких условиях продавать – также непонятно, наверное, подразумевается, что когда капитал будет востребован, акции потихоньку и беспорядочно будут распродаваться.
Защита. Тем не менее, эта стратегия лучше отсутствия какой бы то ни было стратегии и безопасней краткосрочных спекуляций. Описанные ниже стратегии держат ее за основу, чтобы обезопасить стратега от частых спекуляций, и пытаются дать ответы на те вопросы, что остались без рассмотрения купи-держи-инвесторов.
СТОИМОСТНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ, или метод Грэхема, или метод Баффета, на языке оригинала – "value investing".
Стратегия утонченная и элегантная, как и ее создатель, интеллектуал и служитель муз - Бенджамин Грэхем. Кроме того, эта стратегия имеет много успешных интерпретаций, что создает немалую путаницу в умах. Постараемся разобрать и суть, и хотя бы несколько подходов к этой сути.
В чем суть? Грэхем не ищет на рынке справедливости, он уподобляет рынок богатому сумасшедшему, который то продает свои активы, то покупает, а при этом объявляемая им цена зависит от стадии психоза: может Манхэттен за бусы продать в минуту депрессии, а может в минуту эйфории и торговать бусами по цене Манхэттена. Главу "Господин Рынок" из "Разумного инвестора" должны давать детям в пятом классе заучивать наизусть вместо Гоголя...
Грэхем предлагает весьма разумную вещь: покупать акции, которые Господин Рынок почему-то оценил значительно дешевле активов, которые за этими акциями стоят, и наоборот – продавать акции, когда они оценены Рынком значительно дороже активов, за ними стоящих. Покупайте недооцененное и ждите переоценки – очень разумно. Подход требует усидчивости, внимания, выдержки и знания основ бухгалтерского учета. То есть компанию надо уметь оценить, дождаться ситуации, когда рынок предлагает эту компанию купить на 30-60% дешевле вашей оценки активов компании (30-60% – то что Грэхем называет "маржой безопасности"), снова суметь подождать, перетерпев любые возможные снижения цены ниже низкого, и продать компанию, когда либо рынок оценит ее по достоинству, либо оценит ее выше достоинства на те же 30-60%.
Сам Грэхем очень любил либеральных женщин, рисунок, французскую поэзию и дома на взморье, ему явно было чем заняться, кроме бизнеса. И стратегия оправдала его надежды, он без особых усилий заработал себе на все свои хобби. Правда, ушло много времени и сил на то, чтобы "додумать" эту стратегию под себя.
Критика. Порой встречаются компании, которые недооценены рынком вполне справедливо. Ведь мало иметь актив, важна отдача на актив, цена владения. В общем случае, самое важное - рентабельность актива, которым владеешь. Ответ Грэхема на этот факт заключался в широкой диверсификации вложений – храните свои яйца в 20-40 корзинках и спите спокойно, если вдруг одна корзинка прохудилась.
Защита. Самая прибыльная стратегия для людей с крепкой головой и крепкими нервами. Не имеет себе равных по доказанной эффективности: сделала тысячи очень разных простых людей во всем мире миллиардерами и миллионерами.
Что добавил Баффет? Баффет обратил внимание на качество управления компанией. Буквально: он посоветовал искать такие компании, которыми можно вообще не управлять, или как он сам говорил, которыми может управлять сосиска в тесте. Чтобы было понятно, рассмотрим хотя бы МГТС – московскую городскую телефонную сеть. Ведь совершенно все равно, что там за менеджмент сидит. Какое бы качество услуг компания не предоставляла, все одно найдется пара миллионов человек, подписанных на городской номер, по которому они никогда не звонят и уплачивающих за него 250 рублей в месяц (или сколько они в МГТС гребут сейчас). Это яркий пример компании во главе совета директоров которой можно положить хотдог. Ну если там когда-нибудь окажется талантливый менеджер – еще лучше, удача для акционеров. Если же вам не удается находить подобные компании, тогда обращайте внимание на людей, что управляют теми бизнесами, долю в которых вы покупаете. Активность высокоморальных талантливых людей творит чудеса – вот основной смысл послания Баффета. Я же думаю, что чудеса творят потоки реинвестируемых денег на счетах Баффета от монополий, в которые инвестировал Баффет.
Собственным советам, Баффет сам, как правило, не следовал. Его портфель акций всегда был очень диверсифицированный, предприятия-лидеры встречаются, но занимают очень незначительную нишу. Баффет не обращает внимание на дивиденды только в том случае, если полностью управляет финансовыми потоками тех предприятий, что он купил. Обращает он повышенное внимание только на предприятия, которые организуют большой поток наличных на его счета, отсюда и значительный перевес контрольных пакетов банков и страховых компаний в его портфеле. Баффет сам, как это ни удивительно, в грош не ставит интересы миноритарных акционеров. А покупает только монополии или похожие на них бизнесы...
Я ни в коем случае не хочу принизить значение как вклада в наше знание об инвестициях, так и успеха Баффета. Мифология, которая окружает его имя, немного застит глаза, но если трезвым взглядом внимательно познакомиться с его историей, можно извлечь немало весьма ценных уроков. Спасибо Уоррен и удачи Вам!
Что добавили другие ученики Грэхема, кроме Баффета? Старайтесь покупать лидеров отрасли в лидирующих отраслях. Может быть. Но когда отрасль уже лидирует, в ней средний P/E переваливает за 20... а как узнать, какая отрасль будет лидировать, не обладая хрустальным шаром, любители лидеров не сообщают... Бесполезный совет, хотя и звучит очень убедительно.
ИТОГО по Стоимостному инвестированию для начинающих: покупайте в кризис акции хороших компаний, управляемых талантливыми людьми. И продавайте их в период эйфории на рынке, то есть, как только увидите заголовки в прессе про тихую гавань, про вечный рост и радость народных IPO. И да пребудет с вами сила!
ИТОГО по Стоимостному инвестированию для образованных:
- оценка рынком компании не должна быть выше 67% от вашей оценки реальной стоимости компании – это ваш задел, ваша "маржа безопасности";
- анализируйте компании, у которых P/E самый низкий в отрасли; отношение цены компании к прибыли должно быть меньше, чем годичный рост прибыли (т.е. PEG ratio менее 1);
- текущие активы должны быть вдвое больше текущих пассивов;
- средний годовой рост прибыли должен быть не менее 7% за последние 10 лет;
- топ-менеджмент должен быть честным и умным; деловая репутация должна быть устойчивой, и, главное, – должна быть.
- монопольное или псевдомонопольное положение очень перспективно... есть ли оно, определить не сложно: если корпорация может поднимать цену на свою продукцию и ее потребитель вынужден будет смириться с этим фактом (ему некуда деваться, альтернативы нет или она неприемлема) вы имеете дело с монополией.
Это не сложно. Такие компании есть на российском рынке и их немало.
На этом сегодня остановимся. Ибо стратегий впереди еще много, а внимание человеческое ограничено и хуже воспринимает большее количество информации, засунутое в одну статью. А продолжение непременно последует.