Читатель вхОд

вечное | 4.06.2012 | 38 отозвалось


ОПЦИОНЫ В ЖИЗНИ ИНВЕСТОРА 2


По первой публикации ОПЦИОНЫ В ЖИЗНИ ИНВЕСТОРА пришло несколько содержательных сомнений, суть которых в основном сводилась к тому, что рынок опционов на акции в России отсутствует, а значит и любая стратегия с продажей опционов против собственных акций будет в той или иной степени противоестественной и притянутой за уши конструкцией. Мне на это сомнение возразить нечего. Действительно, так и будет. Но тем не менее, давайте посмотрим, что инвестор в этой технике может сделать, и когда его действия будут оправданы, а когда дефекты конструкции могут привести его (инвестора) к катастрофе.

 

Для начала я бы снова вернулся к циклам жизни долгосрочного инвестора, но уже с другой точки зрения. Как, относительно широкого рынка, выраженного индексом РТС (далее – Индекс), движется кривая ликвидационной стоимости хорошо диверсифицированного дивидендного портфеля? Мне удобней будет описать движения индекса и портфеля на модели теории волн Эллиотта. Кто не знаком, обрисую в паре слов, но советую познакомиться – отличный инструмент для долгосрочного инвестора, когда ему хочется подумать об акциях. Эллиотт полагал, что любая акция и рынок движутся попеременно пяти и трехволновыми шагами, где пятиволновка – основное движение, а трехволновка – корректирующее движение.

базовая модель Эллиотта

 

Представим себе, что рынок в точности так себя и ведет, и рассмотрим весь большой цикл. Предположим, что рынок растущий и, соответственно, пятиволновка будет растущей. В первую волну роста (волна 1) портфель дивидендных акций (далее Портфель) сильно опережает Индекс, часто вырастая стремительнее и выше в два раза. Во вторую волну (волна 2) Портфель почти не корректируется, ложится в боковик, в то время как Индекс теряет от 1/3 до 2/3 приобретенного в волне 1. В третью волну (волна 3) Индекс значительно опережает Портфель, часто вырастая выше в два-три раза. В четвертую волну (волна 4) Индекс и Портфель корректируются синхронно, если Индекс лег в боковик, ляжет и Портфель, если один падает – падают оба. Пятая волна (волна 5) для Портфеля самая мощная из всей пятиволновки, в то время как Индекс может, как существенно вырасти (но все одно, значительно менее высоко, чем Портфель), так и пролежать в широком боковике, так и не пробив максимумов третьей волны. Корректирующую трехволновку (волны a,b,c) Портфель проведет, как и Индекс, немного тормозя (позже начиная) на падениях (волны a,c), и мощнее реагируя в начале волны b и тормозя в ее завершении.

 

Наверное, так происходит не всегда. Но в мой  опыт происходило именно так. Таким образом, две вещи представляют опасность для владельца хорошо диверсифицированного портфеля дивидендных акций продающего колл-опционы на фьючерс на Индекс РТС: первая – это жадность, когда длительный успех притупил бдительность и осторожность, и инвестор продал больше нежели имел; и вторая – попадание в волну 3  - дивидендные акции на удивление вяло, с большим отставанием от голубых фишек, отрастают в эту фазу.

 

Можно провести забавный мыслительный эксперимент и наложить мои циклы долгосрочного инвестора, описанные в прошлой статье, и поведение Портфеля на модели Эллиотта. Рискну предположить, что колл-опционы долгосрочный дивидендный инвестор против своего портфеля может успешно продавать находясь в первой и четвертой крайностях.

 

Возвращаясь к вопросу, вызвавшему эту двойную статью, а именно, как разжиться деньгами, если вдруг они нужны, а акции продать можно только очень дешево, скажу пару мыслей. Во-первых – не тупите и научитесь все-таки планировать свою финансовую жизнь – это я не мог не сказать, это основа основ. Во-вторых, если вы уже года три инвестируете, то зарплаты снижают, увольнения проходят и жильцы съезжают, как правило, на переходе от 4 к 3 крайности (прошлая статья) – и денег в этот период еще много, а акций мало. Жалко тратить деньги на залатывание дыр, а не на акции, но как раз в этот период продажа опционов против портфеля выглядит вполне уместной. НО! Вполне уместной, если вам будет достаточно в месяц 1-2% от вашего капитала, который участвует в инвестициях. То есть, если у вас на брокерском счету 100 000 долларов и вам нужна срочно 1-2000 перебиться на месяц – никаких проблем. Если вам понадобилось 50 000 – опционы не помогут.

 

Мой риск-менеджмент при продаже колл-опционов против моего портфеля заключается в продаже 1 колл-опциона экспирирующегося через 4-3-2 недели на 2 страйка выше текущего значения Индекса РТС на каждые 5 000 долларов моего портфеля, при наличии кэша не менее 20% от текущей цены портфеля.

 

Вот и все, что я сегодня могу сказать про опционы для долгосрочного инвестора в дивидендные акции. Обещаю, в ближайшие полгода не писать ничего, что потребует от меня использования такого количества нерусских слов.

 

 

 



ПО ТЕМЕ

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Возвращаемся к мультипликаторам. Ранее мы обсудили цену прибыли и долговую нагрузку. Сегодня обсудим ROS, мультипликатор рентабельности.
Показатели рентабельности указывают на прибыльность бизнеса, эффективность экономической деятельности, говорят нам об отношении дохода к затратам. Если оглянуться на наш бизнес, на инвестирование в доходные активы, то дивидендный доход будет нам говорить о рентабельности купленных нами акций. Можно сказать, что стратегия инвестирования вОкруг да ОкОлО ориентирована на рентабельность вложений от 10% или на рентабельность капитала ≥ 0,1. Количественно рентабельность вычисляется как частное от деления прибыли на затраты.

читать полностью…

ПЕНСИЯ КАК ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Мы не будем сейчас обсуждать, можем мы рассчитывать на государственную пенсию или нет. Мне это совершенно безразлично. Я был бы рад, если бы государство и через 20 лет, когда я достигну пенсионного возраста, продолжало платить пенсии. Не все такие предусмотрительные как я, и многим людям в старости государственная поддержка будет не лишней.
Я бы предпочел обсудить как обустроить свою жизнь так, чтобы когда мы доживем до своей слабости по болезни, по возрасту или по желанию, мы жили так, как хотим, а не так, как позволяют обстоятельства. Я понимаю, что не все в нашей власти и бывают обстоятельства посильнее любого желания. Но все же. Если история нас побалует спокойными временами, а судьба – здоровьем, мы можем быть готовы баловаться.

читать полностью…

  • 4 июня 2012 08:29
    Господи, с акциями-фьючерсами давно освоился, про опционы половины не понимаю: деньги с брокерского счета трогать нельзя ведь?! Если  срочно надо предлагаете спекульнуть опционами на 1-2% от счета, а раньше где-то писали, что на падении 2008 года опционами чуть ли не удвоили кеш?! То есть, когда стоимость портфеля падает, чтобы не расстраиваться – рекомендуете спекулировать?

    • Alexey Myasnikov
      4 июня 2012 08:40
      :) нет. спекулировать не рекомендую никогда.
      в 8 году я только осваивал тему фьючерсов и опционов. та стратегия, которую я использовал, помогла заработать наличность и благодаря покупкам на эту наличность на самом дне (как позже выяснилось) рынка, счет был значительно увеличен. могло произойти и прямо противоположное – запасы наличности могли быть проиграны на рынке производных. повторю, на всякий случай, трейдинг, особенно трейдинг с инструментами чувствительными ко времени (фьючерсы и опционы) -удел профессионалов. я никому не советую спекулировать,  тем более для того, чтобы не расстраиваться.

  • 4 июня 2012 08:47
    На smart-lab Вы писали, что продавали еще и опцион пут, образуя проданный стрэнгл, а так же хэджировали фьючем на индекс и на валютную пару рубль доллар. Что то изменилось на данный момент?

    • Denis Marhotko
      4 июня 2012 09:06
      на данный момент я не продаю опционы уже почти год, не произвожу манипуляции с фьючерсами больше года. почему? потому что я занят другими делами, я купил землю и строю дом уже полгода как, а до этого полгода искал где купить :) я на вОкруг да ОкОлО писал много раз, что спекулятивные манипуляции с производными – профессиональная работа, которая требует времени, внимания, специального устройства психики и опыта. у меня есть и опыт и гибкая психика, но в настоящий момент мое время и внимание заняты более приятными для меня вещами.
      чтобы не искали по смарт-лабу другие люди, напишу здесь немного деталей. когда я осваивал производные с целью хеджировать свой портфель акций, я нашел для себя следующую стратегию: продажа широкого стренгла в опционах на интдекс РТС с месячным сроком жизни против простейшей трендследящей тактики во фьючерсах на индекс РТС. недостатки этой стратегии: 1. она ничего не хеджирует, это самостоятельная стратегия 2. проданный стренгл время от времени (где-то в половине случаев) требует роллирования на последней неделе жизни – эта операция требует быстрой реакции, трезвого расчета и некоторого опыта 3. трендследящая стратегия во фьючерсах требует почти ежедневного мониторинга, последовательности и крепких нервов. достоинства этой стратегии: в среднем по году +4% в месяц доходности – как по мне, так достаточная плата за ежедневное отслеживание рынка, если нет других более полезных для здоровья и приятных занятий в жизни. если есть вопросы о том как хеджировать свой портфель акций производными инструментами, это тема не на комментарий, а на статью. и мое мнение таково: в принципе хорошо диверсифицированный портфель дивидендных акций в хедже не нуждается.

      • ОК
        5 июня 2012 15:11
        "если есть вопросы о том как хеджировать свой портфель акций производными инструментами, это тема не на комментарий, а на статью."
        Вопросы есть. Хоть и через пол года, но буду ждать продолжение темы хеджа.
        Статьи про опционы прояснили некоторые вопросы. Начал понимать, когда же их надо продавать. :) 
        Всегда интересно услышать про личный опыт, а то в интернете много чего есть, а ещё больше чего здесь нет...
        Спасибо за сайт и Ваш просветительский труд. 
        С первых статей решил открыть счет и начал прикупать акции.
        Стратегия инвестирования была сформулирована так просто и так ясно, что даже мне стало понятно что, когда и сколько. :)
        Начало начато.

  • 4 июня 2012 10:35
    Олег, что-то Вы увлеклись опционами. Боюсь, что эти статьи, не смотря на Ваши призывы, могут побудить Ваших читателей к спекулятивным действиям. А вопросы по этой теме будут уводить Вас все глубже и глубже в сторону от основной идеи данного сайта. С нетерпением жду продолжения статей по изначально установленной данным сайтом теме: анализ и выбор компаний. Тем более рынок сейчас проседает и есть возможность прикупить бумаги по хорошим ценам, если конечно не появились изменения в стратегии. Вот сейчас удалось прикупить Красэсб пр. по целевой цене 2,50 руб.

    • Pavel-1
      4 июня 2012 11:07
       Абсолютно согласен с Павлом. Тема конечно интересная – в смысле познания бытия, но мне кажется, что Вы действительно чуть сбились с основного курса :-), хотя, как говорят "хозяин-барин".

      Оффтоп: Как стройка – стены уже начали возводить? Да и из чего дом? Чисто профессиональное любопытство. :-)

      • Григорий
        4 июня 2012 11:57
        :) закругляюсь с производными :)
        пока до стен далеко. дом планирую из ракушки строить.

        • ОК
          4 июня 2012 12:22
          Ну, что же логично. Вся старая Евпатория из этого. Мне очень понравилось гулять по старому городу – симпатично. А межэтажные перекрытия по деревянным балкам? Просто считается, что он не заводской материал, и на смятие не очень хорош(типа сборные перекрытия из плит только по армопоясам ну и еще кое-что). Обычно когда строят в сельской местности смотрят, как сделано у соседа и стремятся учесть все косяки(я даже для себя в свое время ввел термин этнические дома по аналогии с этнической одеждой(именно она наиболее приспособлена к условиям – как говориться проверено временем)).

    • Pavel-1
      4 июня 2012 11:56
      надеюсь все же, что не возбудят. думаю, что тема мной раскрыта и больше к ней возвращаться не планирую. 
      поздравляю с Красэсб пр. :)

      • ОК
        4 июня 2012 12:37
        А это как-то может быть связано с тем, что сегодня (04.06.20012) собрание акционеров, на котором уже точно решили не выплачивать дивиденды за 2011 год? Я пробовал найти информацию о результатах собрания, пока так и не нашел..

        • Белоусов Алексей
          4 июня 2012 12:43
          думаю, что это рыночные колебания, акция малоликвидна. кто-то вышел неаккуратно – рынок припал. народ выходит из сбытов на всякий случай. решение сов. директоров собрания акционеров обычно не отменяют...

          • ОК
            4 июня 2012 13:12
            понятно, спасибо, как раз было интересно, насколько связано решение сов. директоров и решение собрания акционеров. значит, видимо , совпало.  

  • 4 июня 2012 13:50
    Олег, спасибо за статью! Пока про опционы понял только одно: рано мне туда лезть.

    • Luck_cky
      4 июня 2012 14:09
      Совершенно с вами согласен – прочтение последних двух статей у меня вызвали похожие ощущения о том что рано туда лезть. А может и вообще не стоит =)

  • 4 июня 2012 15:34
    Олег,  как Вы относитесь к  таким бумагам, как ЛенЗолото п,
    Мечел ап ? у них вроде бы подходящая вам див. доходность

    • иван Соколов
      4 июня 2012 16:25
      меня смущают пока долги у Мечела и неясные перспективы черной металлургии, какая-то интуиция у меня необъяснимая, что надо подождать и отсутствие активов у Лензолота, и то что старые умные жучары американские последние два года выходили из добычи драгметаллов, уже полгода, как долгосрочные инвесторы большие покинули отрасль... в общем, хорошо отношусь, но что то шепчет в третьем ухе – не лезь :)

      • ОК
        7 июня 2012 01:34
        Чиаю новости на сайте Мечел групп, я не профи, но меня настораживает факт выплаты 30% примерно дивов при не самых великолепных показателях деятельности. Но от 30% дивов я бы не отказалась в любом случае :-)
        На сегодняшний день предполагается, что лицензии у Мечела отзывать не будут, и долг они хотят сокращать. Посему я с Мечелом рискну-таки. Процентов 5% портфеля пусть будет Мечел ап, риск не столь велик.

        • valfoam
          7 июня 2012 07:31
          разумно.

        • valfoam
          7 июня 2012 09:14
          Добрый день. Немного статистики Мечел пр.: див за 2008 – 50,55; див. за 2009 – 3,29; див. за 2010 – 26,21 (по данным отчета Мечела) – Итого средняя 26,668. Если полагать 5% от всего портфеля – то тогда диведенды желательно больше 20% – получаем 133,34 (текущая цена 155 а минимум был 148). Вывод: покупать еще рано. Как я понимаю реестр деражателей уже закрылся.
          Если учесть выплаты за 2011 г. – 31,28 (сайт РБК http://quote.rbc.ru/news/emi...), то получаем среднюю за 3 года – 20,26. Значит покупка оправдана от 101,3.

        • valfoam
          7 июня 2012 11:34
          добрый день. Немного статистики по дивидендам Мечел пр.: 2008 – 50,55; 2009 – 3,29; 2010 – 26,21 (информация из ежеквартальных отчетов). Итого средняя 26,668. Если 5% от портфеля – то тогда надо брать из расчета 20% – получаем 133,34.
          Добавляем данные за 2011 – 31,28 (по данным РБК). Средня за последние три без учета 2008 – 20,26, тогда получаем справедливую цену – 101,3.
          Текущая цена утром – 155. Минимум был – 148.

          • suloa
            8 июня 2012 00:49
            В Ваших рассуждениях рациональное зерно есть, безусловно. Но когда стало известно, что никакие лицензии у них отзывать не будут, аналитики РБК дали хорошие прогнозы роста по Мечелу. Хотя и признают, что инвестиции высокорискованные. Ибо в целом и общем он все куда-то вниз катится... Посмотрю дальше на динамику.

  • 4 июня 2012 21:14
    Олег, вы писали, что сдаете 2 объекта недвижимости в Москве, а сами проживаете на данный момент в Украине. Не могли бы вы подсказать, каким способом удобнее собирать аренду, следить за состоянием жилья, или каждый месяц приходится посещать столицу?

    • alex-8-4
      4 июня 2012 21:58
      аренду собирают или друзья-родственники или она перечисляется арендатором на счет – нет особых проблем. следить за состоянием не получается, поэтому берем залог...

  • 5 июня 2012 14:13
    Меня не покидает смутное ощущение, что в этой статье должны быть картинки, которых у меня почему-то нет. Это так или я не прав?

  • 6 июня 2012 14:53
    Олег, очень ждем уточнений по стратегии, которую вы обещали в июне. Может подскажете, какие бумаги у вас на прицеле, чтобы самому их проанализировать.

    • Pavel-1
      6 июня 2012 15:11
      да, я об этой стратегии на будущий год только и думаю... но, наверное, сенсаций там не будет особых, не вижу повода к большим изменениям. может только появится дополнительный кризисный список... 

    • Pavel-1
      6 июня 2012 15:13
      думаю, в ближайшую неделю – две максимум приму решение и опубликую... 

      • ОК
        8 июня 2012 12:38
        Извините, может не в ту тему. Давно Вас читаю,Олег. Но чем дальше, тем страшнее. Очень много непоняток для новичков. Подскажите с чего начать изучать данную науку полным новичкам? Я прошелся по рекомендованной литературе, кое-что из этого я читал, кое-что еще впереди. Но некоторые моменты там не освещены( как-то какие акции выбирать, чем руководствоваться, как оценить компанию и т.п.) Сейчас пытаюсь осилить "Разумного инвестора", но немного сложновато. Складывается впечатление, что все-таки это не совсем букварь.  И больная тема остается все-таки. Украина...Что тут делать? вкладывать в России и терять большую часть в виде налогов? Должен же быть выход оптимальный...

        • Сергей Гадлевский
          8 июня 2012 13:13
          "Разумный инвестор" как раз и обсуждает как и какие акции выбирать... и это не сложная для понимания книга. конечно, она требует некоторого внимания, собственного анализа и рассуждения. это вообще книга написанная Грэхемом для совсем новичков в теме, она очень упрощена... куда более сложная "Анализ ценных бумаг" возможно я с июля сделаю рубрику, что-то типа "читаем вместе" для совсем новичков, но не уверен смогу ли я упростить Грэхема – максимум на русские реалии отчасти переложу...
          про Украину и вложения украинцев в российские акции, я тут каждый день высказываюсь уже :) я не считаю налог высоким, он сопоставим с налогами (и часто их меньше) в большинстве развитых стран. я свои счета рано или поздно открою на украинской бирже и не считаю налог препятствием. основная проблема Украины, не знаю как во всем прочем, но в части инвестиций, это точно – привычка ко лжи. в Украине живет много очень честных людей, во всяком случае подавляющее число моих знакомых точно честные – проверенно жизнью и долларом. но при высоких стандартах межличностного общения у многих, почти у всех, до крайности размыты стандарты делового общения. не скажу что в России все святые, но в Украине слишком много жуликов в бизнесе – это правда, такое же засилье жуликов я только в Египте видел. я лично подожду пока. не решусь я вкладывать деньги в ситуации, когда ловкий обман – национальная доблесть. эта болезнь рано или поздно пройдет, в России же прошло. тогда мы увидим и дивидендные истории в украинских акциях и какую-то стабильность в политике правительства и компаний. вот тогда и будем вкладывать в украинские акции.

  • 18 августа 2013 10:03
    Вы доверяете теории Эллиотта? Не ожидал...

    • ii-oleg-ii
      18 августа 2013 10:29
      я ее учитываю, так же как уровни теханализа. так как цена акции это прежде всего психология участников торгов, то стоит учитывать сожержание их ума... я так думаю порой... но инвестор, конечно, может это знание с легкостью игнорировать.... не без пользы для душевного здоровья...