«Разумный инвестор»

Инвестиции или спекуляции

Вообще спекулянтов противопоставляет инвесторам не только Грэхем и его ученики, насколько я вижу. Все, что пишет Грэхем о путанице вокруг этих названий, происходит в не меньшей степени и теперь. И не только в прессе, но, в первую очередь - в головах. Для всех последователей стоимостного подхода инвестор – антоним спекулянту. Но народ путает, для "людей" все кто делает деньги на бирже – спекулянты, и это не мудрено. Я в связи с этим думаю, что не всегда, конечно, но в этом случае : "глас народа – глас Божий".

 

Так Грэхем определяет инвестора:

Инвестиционная деятельность означает, что инвестор на основании серьезного анализа предполагает как возмещение вложенного капитала, так и получение соответствующего дохода. Операции, которые не отвечают этим требованиям, являются спекулятивными.

 

Я для себя так отличаю инвестора от спекулянта: спекулянт пытается заработать денег на колебаниях рынка, а инвестор на росте бизнеса. Соответственно спекулянт принимает на себя риски рыночных колебаний, а инвестор – риски бизнеса. В определении Грэхема я не вижу четкой границы, ведь спекулянт тоже рассчитывает вернуть свое и по возможности с прибылью...

 

Грэхем, чтобы пояснить разницу,  смеется над прессой, выпускающей заголовки с такой чушью: "Медвежье" настроение мелких инвесторов. "Короткие" продажи нестандартных пакетов акций"

И это отчасти указывает на мое определение: инвестор не играет на колебаниях, он не продает и не покупает в расчете на рынок. Инвестор покупает и продает, учитывая реалии того бизнеса, акции которого он покупает или продает. Казалось бы, суть одна и та же: купил дешевле, а продал дороже. Именно в этом смысле "народ" прав. И тот и другой рассчитывает извлечь спекулятивный доход, взять себе разницу в ценах. Но объект внимания, по-моему, разный. Спекулянт исследует рынок, а инвестор – жизнь (то есть реальные компании, представленные на рынке, и экономику, в которой развертывается деятельность этих компаний).  Вот инвестор и не будет никогда продавать "в короткую", рассчитывая на снижение рынка, потому что он на рынок вовсе не "рассчитывает".

 

Грэхем указывает на забавную закономерность. Инвесторов, покупающих акции хороших бизнесов подешевле в разгар "медвежьего" рынка,  всегда называют спекулянтами, считая их сделки рискованными, а значит – спекулятивными. А спекулянтов, когда они покупают дорогие акции в разгар "бычьего" рынка в расчете на продолжение роста, называют инвесторами, после того, как рынок меняет настроение, подразумевая очевидно, что им теперь придется просидеть с этими акциями очень долго, если они не захотят фиксировать убытки. То есть широкая публика очевидно считает, что все рискованное и прибыльное спекулятивно, а все безнадежное и долгосрочное инвестиционно. Это действительно забавно, тем более, что так оно и есть по сути, несмотря на поверхностную путаницу. Спекулянт действительно принимает на себя большие риски в надежде, что рынок предсказуем. Инвестор действительно действует не опираясь на надежду (как и на страх с жадностью), а опираясь на трезвый расчет и здравый смысл. И инвестор знает, что если расчет верен, доходные результаты будут радовать долгосрочно.

 

У каждого, у инвестора и спекулянта – свои риски. У обоих они есть. Грэхем не устает повторять:

Следует понимать, что риски понести убытки неотделимы от возможности получить прибыль... 

То есть неважно в какой момент, во время падения цен или в во время их роста, вы покупаете акции. И в том и в другом случае вы берете на себя риск.

...советы, касающиеся вложения ... средств в обыкновенные акции, не должны ориентировать ... на то, что можно дождаться такого момента, когда появится возможность купить акции, не подвергая себя риску понести убытки из-за падения их рыночного курса...

...инвестор должен понимать, что в его операциях с обыкновенными акциями присутствует спекулятивный компонент...

 

 

Пара реверансов перед спекулянтами, чтобы не обижались:

 

... сама по себе спекуляция на фондовом рынке не является ни незаконной, ни аморальной. К тому же для большинства людей она и не прибыльна

Существует как разумная спекуляция, так и разумное инвестирование

... спекуляция может быть неразумной...:

1. ...в том случае, когда вы намереваетесь заниматься инвестициями;

2. ... если вы ощущаете нехватку соответствующих знаний и навыков для этого;

3. использование для рискованных спекулятивных операций денежных средств в бОльшем объеме, чем вы можете себе позволить потерять в результате спекуляции

Такие дела...

 

 

 

комментарии |


за все время

за все время
за сутки
за 3 дня
за 7 дней
за 30 дней
  • Вадим Котов
    29 сентября 2012 в 14:43
    Что тут сказать(написать), все и так понятно, писать нечего. Просто и логично, как и следовало.  Писал бы Грэхем так, а то я дальше первой главы и не смог его прочитать.  Олег с нетерпением жду продолжения.
  • investsimply
    29 сентября 2012 в 22:24
    К сожалению, многие "игроки" инвесторов считают эдакими чудаками, припоминая, что они покупали Газпром по 360 и не могут теперь продать или, что совершают покупки при каждом снижении рынка. а вот Спекулянты же такие молодцы, что все движения "ловят" и ...выходят сухими из воды. т.е. опять же, к сожалению, людям промыли мозги и еще дали почитать "правильные книги" главные бенефициары, всех этих нервно-судорождных движений на рынке под гордым названием спекулянт, БРОКЕРЫ, которые собственно и являются апогеем этой пищевой цепочки. без спекулянтов они останутся голодными!
    смотреть благодарности
    • ОК investsimply
      30 сентября 2012 в 01:18
      это правда, к сожалению.
      смотреть благодарности
      • investsimply ОК
        30 сентября 2012 в 11:17
        когда то я не верил! но имел честь работать у профучастника какое-то время, а потом еще и проходить собеседования, где в открытую говорили, кстати вполне себе компании из первой пятерки: если не будет спекулянтов на, что мы будем платить зарплату! поэтому, озвучивали основную задачу раскачать (расторговать) клиентов и как можно чаще, и как можно быстрее...

        Олег пишите, очень даже хорошо, если не сказать Классно! Легкий и доступный пониманию текст изложения. Спасибо!
      • Алексей Крылов ОК
        30 сентября 2012 в 13:44
        Олег, а почему сожаления? Так устроен мир, везде свои пищевые цепочки. Сила человека вообще - в принятии окружающего мира таким, какой он есть. Наша сила, как разумных инвесторов, в принятии реалий инвестиционной и околоинвестиционной среды. :) Хотя, возможно, "разумный" это недостаточная квалификация для данного действия (принятия). Я бы поставил здесь - "мудрый инвестор".
        смотреть благодарности
        • ОК Алексей Крылов
          30 сентября 2012 в 15:12
          да, разума тут не достаточно. согласен. 
          я эту среду понимаю. и даже порой использую. не принимаю, правда. потому и сожаление. в моей старой и консервативной (возможно, дурной) голове мир все же держится не на пищевых цепочках, а на любви...
          смотреть благодарности
          • Алексей Крылов ОК
            30 сентября 2012 в 22:52
            ну, голова у вас, положим, весьма не дурная :) правда, о любви в голове могут быть только мысли. оставим же любовь сердцу, а инвестирование (грамотное) всетаки -мыслительный процесс, и любовь здесь противопоказана, хотя я могу и ошибаться.  один известный фондовый трейдер, товарищ Герчик, говорил - акцию нельзя любить, полюбил - быстро все потерял.
            • ValuaVtoroy Алексей Крылов
              1 октября 2012 в 07:18
              Акцию, конечно, нельзя любить как женщину, как своих детей, как друзей. Если такая любовь к акциям присутствует, это повод обратиться к психиатру. Но можно уважать владельцев копании, акции которой Вы держите в портфеле, за вменяемую стратегию развития, которой придерживаются владельцы компании и её менеджеры, и экстраполировать это уважение на акции. Герчик же-спекулянт, и его высказывание относительно любви к акциям означает ни что иное, как отношение спекулянта к акциям, как к фишкам для игры в казино.
              • Алексей Крылов ValuaVtoroy
                1 октября 2012 в 08:11
                Согласен со всем. Уважение, безусловно, должно присутствовать, и к инвест-среде и к компаниям эмитентам. Однако хотел отметить, что изначально я говорил о том, что здесь нет места для сожаления. :) Надо принимать ситуацию такой какая она есть, она ведь сложилась объективно. Сожаления, на мой взгляд, уместны тогда, когда среда стала таковой по нашей вине. Тогда можно о чемто сожалеть. А если это от нас независит, то это неправильно. Если же мы недовольны, то опять же, просто надо перевести в практическую плоскость вопрос и задать себе его: а как Я могу повлиять на ситуацию и изменить ее к лучшему (по-моему мнению). Если ответ, "никак", "не могу" и тп, то просто надо принять ее без всяких сожалений :) Я считаю данный вопрос весьма важным, и не только для инвестирования, а вообще по жизни.
                • ОК Алексей Крылов
                  1 октября 2012 в 08:39
                  это правда. но правда и то, что никогда окончательно не знаешь, что ты можешь изменить, а что нет.
                  • Алексей Крылов ОК
                    1 октября 2012 в 09:22
                    согласен! возможности и обстоятельства меняются, да и цели тоже. так что практика,  и только она, критерий истины :) 
                    • ValuaVtoroy Алексей Крылов
                      1 октября 2012 в 12:06
                      Золотые слова. Если не ошибаюсь-марксово определение критерия истины?
                      • Алексей Крылов ValuaVtoroy
                        1 октября 2012 в 18:20
                        Вот не знаю :) Может быть и его, мне они запомнились с вузовского курса по философии. Кстати, про Маркса. Вошел в историю как человек написавший фундаментальный труд про деньги и вообще про экономику, но сам никогда с деньгами не дружил, жил в проголодь, и если бы не друзья (Энгельс и тп), может быть и не обессмертил себя в веках. Я уверен, что здесь у нас теория срастется с практикой :) Как говаривал В.С.Черномырдин, "Вокруг Да Около, это вам не только языком...".
                        • ValuaVtoroy Алексей Крылов
                          1 октября 2012 в 19:49
                          Кстати, я читал его фундаментальный труд про деньги. В молодости был убеждённым марксистом, но это было давно, и порой кажется мне, что это было не со мной.
            • asonia1 Алексей Крылов
              4 октября 2012 в 21:51
              "Думать надо головой, любить сердцем, чуять жо.ой. И главное - не перепутать все это." Так говорит фольклор.
              • ValuaVtoroy asonia1
                5 октября 2012 в 05:53
                Народная мудрость. Наверное, кто это сказал, думал, именно, головой.
    • ValuaVtoroy investsimply
      30 сентября 2012 в 06:30
      Очень точно подмечено! А ещё, иногда можно прочесть на Смарт-лабе комментарии примерно такого характера. " Я купил акции компании за 200 рублей, а они за два дня упали на 10%. Ни чего не поделаешь, буду пока инвестором"  Ему и самому забавно, что он оказался " инвестором" по неволе и, публикуя подобный текст, он полагает, что и другим участникам это покажется забавным.
      • investsimply ValuaVtoroy
        30 сентября 2012 в 11:14
        это наверное даже не забава, а сатира на инвестора! тоже довольно часто сталкиваюсь, с таким мнением и отношением. особенно видны "брызги ядом"))) когда пишут про Газпром по 360 - сколько ни пытался втолковать, что как раз ИНВЕСТОРЫ-то и держались от него тогда подальше, не верят гордые спекули;)
  • Simon Berg
    30 сентября 2012 в 12:52
    С нетерпением жду продолжения разбора Грэхема. Спасибо Вам, Олег.
  • Павел К.
    12 ноября 2015 в 12:41
    Получается, что инвесторы заинтересованы в существовании спекулянтов. Если все будут "разумными" инверторами, то возможностей на рынке будет значительно меньше. Но видимо так устроен мир, что часть людей не могут не быть спекулянтами (несмотря на все книги Грэхема), другая часть не может не быть инвесторами.
    • ОК Павел К.
      12 ноября 2015 в 12:50
      Еще как заинтересованы! Если бы не спекулянты, моя стратегия бы вообще не работала...
  • Данила Рязань
    6 июля 2020 в 19:15
    Олег, здравствуйте! Вы человек опытный такой вопрос к вам: почему у долгосрочного инвестора доходность портфеля выше, чем у инвестора который на рынке пару лет. Дело в двузначных дивидендах которые приходят на счёт старому инвестору, который покупал акции дешевле. Или я ошибаюсь? Поправьте меня, Олег ?)
    • ОК Данила Рязань
      6 июля 2020 в 21:13
      Это великая тайна рынка. Добрый вечер... Эту тайну открыли примерно 100 лет назад, есть объяснения вполне разумные, но в них никто не верит. Почти никто. я не шучу, без иронии вообще. Когда-то Кейнс, сама Кейнс!, писал восторженные статьи об авторе этого открытия, которого сейчас не помнит никто... Ну может, Баффет помнит... он старенький и открытием этим всю жизнь пользуется... Самое главное из числа объяснений: корпорация выплачивает только часть прибыли в дивиденды, а другую часть инвестирует в развитие бизнеса. Эта часть не видна, но она работает, принося плоды (если корпорация управляется умными людьми) и ускоряя развитие бизнеса в геометрической прогрессии (не совсем так, но близко). Инвестор, долгосрочный инвестор, начинает получать эти плоды по мере их вызревания, через 3-5-7 лет инвестиции начинают приносить растущий доход, внешне, необъяснимо быстро растущий... Начинающий инвестор покупает компании (если он умно выбирает) с хорошими перспективами (= хороший бизнес с хорошей рентабельностью умно инвестирующий свою прибыль), а "старый" инвестор уже имеет в портфеле и компании с перспективами, и компании реализовавшие разнообразные перспективы. Начинающему нет большого смысла лезть в компании с неочевидными перспективами, даже если в прошлом они хорошо управлялись, а старики выжимают последние соки без риска... Примерно так...
      смотреть благодарности
      • Данила Рязань ОК
        7 июля 2020 в 01:27
        Интересный ответ и емкий достаточно чтобы понять суть, Олег Спасибо!
        • Сергей-5 Данила Рязань
          7 июля 2020 в 12:31
          Здравствуйте.
          Возможно, цифры скажут о себе лучше:
          Татнефть - дивы в 2007 - 5,65р. при цене 160р. за акцию
          дивы в 2018 - 40,11р. при цене 560р.
          ММК - дивы в 2007 - 0,815р. при цене 22 р.
          дивы в 2018 - 5,31р. при цене 43р.
          Ленэнерго - дивы в 2007 - 0,45р. при цене 30р.
          дивы в 2018 - 13,47р. при цене 90р.
          смотреть благодарности