Читатель вхОд

обзоры | 7.05.2012 | 27 отозвалось


ЭНЕРГОСБЫТЫ: TO BE OR NOT TO BE


Последние две недели было много вопросов по сбытам. В связи с планами государства перекроить розничный рынок и передать финансовые потоки, ранее проходившие через сбытовые компании, уполномоченным банкам с надзором НП "Совет рынка", встают вопросы: будут ли прежние дивиденды, будут ли вообще сбытовые компании рентабельны, будут ли вообще сбытовые компании. Вопросы актуальны, но сразу скажу, что ответов у меня на них нет. И думаю, что ни у кого сейчас ответов на них нет, даже у тех людей, что реформу эту готовят.

 

Приобретая акции сбытовой компании полезно понимать, что такое энергосбытовые компании, какие задачи они решают и откуда у них деньги?

 

Первое, что нужно знать, что в технологической цепочке "производитель электроэнергии – потребитель электроэнергии" сбытовые компании отсутствуют. То есть, за редким исключением, никаких реальных активов у сбытов нет, их главный актив – база конечных потребителей.

 

Основная функция сбытовой компании: сбор денег с потребителей и направление этих средств на оптовый рынок и в адрес сетевых компаний. То есть сбыты – это ворота, вход для всех денег, что вращаются в энергетике. Многие сетевые компании, получив в свое распоряжение крупные, очень крупные суммы денег, с рассрочкой платежа поставщикам энергии и сетям в два месяца, занялись банковским бизнесом, что внесло дополнительные риски в систему. Правительство предполагает передать прием средств и их перераспределение банкам, поставив на контроль за распределением НП "Совет рынка".

 

Расчет стоимости электроэнергии и выставление счетов, обеспечение сбора денежных средств, взыскание просроченной задолженности, разъяснительная работа с конечными потребителями – это те функции в которых заменить сбытовые компании будет трудно.  Самые важные вопросы реформы: кто будет нести риски неплатежей, которые до этого момента брали на себя сбыты? Будут ли риски достаточно компенсированы сбытовыми надбавками, которые теперь будут определять в НП "Совет рынка"? Как трансформируется бизнес модель ведущих сбытовых компаний в новых условиях? Ответов на эти вопросы пока нет.

 

Я полагаю, что намечаемая реформа позитивна если не для сбытовых компаний, то для широкого круга инвесторов в российские энергетические акции. Бизнес сбытовых компаний должен стать более прозрачным, миноритарии будут лучше информированы. Говоря по-русски – из сбытов уйдут жулики. Реформа сбытов в идеале должна повысить устойчивость энергетической отрасли в целом.

 

Мой замысел со сбытами выглядел следующим образом. Отобрать регионы с богатыми конечными потребителями электроэнергии. Таких регионов в России пара десятков. Из сбытов контролирующих денежные потоки этих регионов выбрать компании с более-менее приличными основными собственниками, и регулярно выплачивающие дивиденды. Я полагал, что подборка из 5-10 сбытовых компаний, акции каждой из которых в моем портфеле не будут весить более 5%, а акции всех не более 30% – рискованная, но разумная инвестиция. Это действительно было так: все деньги, которые я вложил в сбытовые компании, они уже вернули мне дивидендами. Продавать? Худшая стратегия рождается в спешке.

 

А вот теперь действительно важный для нас вопрос: имеет ли смысл и дальше покупать акции сбытовых компаний? У меня нет однозначного ответа на него. Ответ на этот вопрос требует, как прояснения основных положений будущей реформы, так и ясности относительно того, как долго эта реформа будет внедряться. С чем в последние десятилетие у мира есть большие проблемы, так это с ясностью, и Россия тут не исключение. Эта мутная вода вокруг сбытов может разливаться не один год. Что делать?

 

Я сейчас жду развития событий и формирую свое мнение, рассчитывая к концу июня опубликовать свой инвестиционный план на 12-13 годы. Надеюсь, что эта заметка, если не даст ответов, то поможет вам поставить себе правильные вопросы.

 

 

 



ПО ТЕМЕ

ПО СЛЕДАМ ЛАРЫ М.

Публикация инвестплана на текущий сезон (ЗДЕСЬ) потребовала продолжения. В комментах зашел разговор о простейшем способе подъема капитализации нашего фондового рынка, который в любой момент может применить правительство. Способ следующий: обязать под страхом смертной казни неприятностей топ-менеджеров госкорпораций рассчитывать 25%-ные дивиденды из той же самой прибыли, с которой они платят соответствующий налог (за сокрытие которого ответственность предусмотрена немалая).  Мне справедливо указали, что соответствующее решение было принято (Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 декабря 2014 г. N 524 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием"), и еще весной в интервью Лариса Морозова это решение прокомментировала: "таким образом дивиденды за 2014 год ещё можно будет рассчитывать используя данные по чистой прибыли по РСБУ, то уже за 2015 год базой для расчета эмитентов с госучастием будет только чистая прибыль по МФСО". Полностью интервью можно почитать ЗДЕСЬ. А полностью Приказ можно прочитать, например, ЗДЕСЬ.

читать полностью…

ВОПРОС ВРЕМЕНИ

Мы сейчас с Сергеем Спириным обсуждаем вопрос проведения моего платного вебинара в конце мая. И у меня есть желание провести вебинар не в вечернее время в рабочие дни (как до этого всегда проводили вебинары в школе Сергея), а в дневное время в выходные, как будет проходить бесплатный вэбинар 27 апреля.
В связи с этим вопрос: а как вам удобнее?
Какое время вебинара вам удобнее?

В выходные дни (суббота – воскресенье) днем (15:00 мск) (38%, 113 голосов)


Мне все равно, поскольку хочу посмотреть в записи (34%, 99 голосов)

читать полностью…

  • 7 мая 2012 05:36
    Большое спасибо за такой сайт и за его содержание. Очень познавательные статьи. Олег актуальны ли на данный момент ваши рекомендации (ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН 011-012) по Ленэнерго пр. и Нижегородской сбытовой компании пр? Акции приближаются к уровням от которых в них можно заходить.

    • Vladimir-1
      7 мая 2012 06:52
      Спасибо на добром слове. Для меня рекомендации актуальны пока я не опубликовал изменение. Так, скажем, Нижегородскую сбытовую я немного добавил в субботу по 701. Сейчас я думаю, как и написал – может порежу на них лимиты – буду на меньшие суммы покупать, может приостановлю покупки, может продолжу в старой логике. Пока решения нет. Но нужно понимать, что "инвестиционные рекомендации" я прежде всего пишу самому себе, для своей ситуации. Я, конечно, рассматриваю персональные ситуации тех кто обращается за консультациями,  и им могут быть порекомендованы и несколько расширенный список акций и персональные цены входа и так далее. Но это не оттого, что в открытом доступе я что-то скрываю, а от того, что инвестиционный портфель дело очень личное и субъективное и его наполнение во многом зависит от личной ситуации инвестора и от задач которые он перед собой ставит... Это все я пишу к тому, что Вам нужно подумать исходя из всей имеющейся у Вас информации о Ваших планах и о рисках вложений в подобные акции – и принять решение. Мы можем следовать одной стратегии, но иметь разные по структуре инвестиционные портфели – это нормально и хорошо, главное чтобы Ваш портфель решал Ваши задачи, а мой – мои :) Я, надеюсь, что не сильно запутал этим комментарием вопрос :) 

      • ОК
        7 мая 2012 10:07
        А почему у Ленэнерго в 2011 сильно уменьшилась прибыль? Ленэнерго  эта реформа не заденет, как сбыты?

        • Alexey Myasnikov
          7 мая 2012 10:16
          надо смотреть внимательнее на отчет. там еще здорово выросли долги... пока не читал отчеты. 
          что касается реформы, то сети скорее выиграют от нее. пока все реформные мероприятия направлены на поддержку сетей, с ними и Ленэнерго, как сетевая компания, должен выиграть...

  • 10 мая 2012 12:40
    А что в этой сфере измениться к концу июня?

  • 16 мая 2012 12:38
    Вот и Мосэнергосбыт выплатил огромные дивиденды: 0,1341 на акцию, которая стоила накануне 0,55 = доходность 24%, причем по этой цене ее можно было купить и в 2010, и в 2011... Отчет годовой был отличный, а вот история выплат дивидендов не очень и этой статьей смутили слегка. Теперь кто будет брать на будущее или как?

    • Alexey Myasnikov
      16 мая 2012 13:14
      я может и сокращу количество рекомендуемых сбытов, но Мосэнергосбыт оставлю на закупку. в прежней логике – покупать монополистов крупнейших городов.

      • ОК
        16 мая 2012 14:06
        А не упразднят и Мосэнергосбыт?

        • sva52
          16 мая 2012 14:36
          думаю, что в том или ином виде сбыты ИнтерРАО точно останутся...

          • ОК
            16 мая 2012 14:53
            Странно, что после отсечки произошел 20% слив. Значит не все верят в сохранение дивидентной политики.

            • sva52
              16 мая 2012 15:14
              Вообще то те кто не верил(знал) уже вышли из бумаг. У спекулянтов есть термин "игра на новостях".

            • sva52
              16 мая 2012 15:27
              здесь все намного проще. рынок в руках спекулянтов. пока держали некоторые дивидендные бумажки, весь прочий рынок ушел на 15-30% вниз... просто ушла спекулятивная поддержка...

              • ОК
                16 мая 2012 15:58
                Похоже на это. Только предыдущие годы при такой же коррекции рынка всё-таки так резко бумагу не сбрасывали.

              • ОК
                16 мая 2012 17:07
                 Ну-e-e, во 2 эшелоне спекулянты это же неликвидные акции. Какие здесь могут быть спекулянты!? Разве что не очень сообразительные.

                • Григорий
                  16 мая 2012 17:16
                  я знаю много спекулянтов, которые интересуются только 2-3 эшелонами, и знаю немало людей, которые вообще играют раз в год на дивидендных горках – волатильность предсказуемо нарастает именно во 2-м эшелоне, движения цен более шаблонные.

                  • ОК
                    16 мая 2012 18:23
                     Если зарабатывают, то наверное сообразительные. Но все равно, непривычно(понятно) – пусть это останется для меня загадкой :-)).

  • 16 мая 2012 14:24
    День добрый, я тут одну интересную заметку по преф. Ленэнерго нашел. Даю ссылку. Капипастом заниматься не хочется. http://mfd.ru/blogs/posts/vi...
    В двух словах – это про то что будет с преф. если будет доп. эмиссия обычных акций.

    • Григорий
      16 мая 2012 14:47
      да, отличная заметка – спасибо. я в курсе этой ситуации и как раз надеюсь, что Ленэнерго будет закрывать долги через допэмиссию обычки, что чрезвычайно выгодно держателям префов...

  • 29 мая 2012 15:12
    Олег, добрый день. С интересом слежу за развитием событий. В июле начну формировать портфель. Наткнулся на статью про текущее положение в МОСЭНЕРГОСБЫТ – http://www.vedomosti.ru/fina...
    Очень интересно Ваше мнение.

  • 29 мая 2012 15:14
    Олег, добрый день. С интересом слежу за развитием событий. В июле начну формировать портфель. Наткнулся на статью про текущее положение в МОСЭНЕРГОСБЫТ – http://www.vedomosti.ru/fina...
    Очень интересно Ваше мнение.

    • Alexander_Trubov
      29 мая 2012 16:29
      добрый день. статья – точка зрения. имеет право на существование. воспринимаю как часть пиар компании Атона.

  • 8 июня 2012 16:52
    Олег, добрый день! Я недавно получил по почте от мосэнергосбыт-а "Сообщение о проведении годового Общего собрания акционеров" с несколькими бюллетенями для голосования. 
    Можете пояснить, теперь буду получать такие письма по каждому эмитенту или это зависит от каких-то правил? И как вы лично поступаете – голосуете или нет и вообще , влияет ли это на что-либо при, я так понимаю, достаточно небольшом количестве голосующих акций?

    • Белоусов Алексей
      8 июня 2012 20:19
      да, теперь пойдут по каждому эмитенту. что с ними делать? можно собирать, можно выкидывать, можно ездить на собрания акционеров. я когда последний раз был – дарили бессмысленные подарки, присутствовали интересные мне люди и был фуршет небольшой в числе прочего :) наши голоса, пока их мало на политику компании не влияют... я думаю... хотя можно пытаться, если что не устраивает – дело наверняка увлекательное...

  • 27 июля 2015 18:16
    Олег, прошло более трех лет после публикации записи. В новом списке есть такие компании отрасли: Иркутскэнерго об., ФСК об.,, Россети пр., РАО ЕС Востока пр.,, Ленэнерго пр., Энел Россия, Э.ОН России об. Какой у Вас сейчас взгляд на энергосбыты?