Читатель вхОд

вечное | 13.04.2012 | 32 отозвалось


БОГАТСТВО И ИНФЛЯЦИЯ


Удивительно, но факт: общество не заинтересовано в богатстве самом по себе. Общество, с тех пор как осознало себя таковым, борется с богатством. Богатство на теле общества – как жир на теле человека. Небольшой жирок полезен и продуктивен, а значительные скопления богатства ведут к малоподвижному образу жизни, препятствуют нормальной циркуляции жидкостей в организме, способствуют развитию болезней. При ожирении спасение для человека, как и для богатого общества – подвижные игры и физический труд.

 

Богатство желает себя сохранить как богатство, оно сторожит свою ценность. Инфляция (обесценение) заставляет богатство двигаться в поисках возвращения потерянной ценности. И мы желаем богатства, мы помним завет предков: пока толстый сохнет, худой – сдохнет. Мы двигаемся в поисках богатства, а обретя его, двигаем его, чтобы оно сохранило свою ценность, свою охранительную значимость. Ибо богатство, конечно – это власть и магия.

 

 

Каких только ужасов не придумали про инфляцию богачи. Это, мол, скрытый налог на общество. Это ленивое и тупое правительство печатает лишние деньги, фальшивомонетничает, обесценивая сбережения среднего класса – шепчут со всех сторон газеты. Потребительская инфляция пожирает бедняков – другой старый миф.

И в этом была бы доля правды, если бы средний класс пребывал в летаргическом сне, а бедняки не были бы по логике своей бедности самым подвижным классом общества.

Инфляция очень избирательна, очень субъективна, зависит от так называемой "корзины потребления". И жизнь не знает одинаковых корзин. Инфляция последних лет сильно задела продукты питания, но бедняк их выращивает самостоятельно. И не инфляция, а ее противоположность – дефляция царствовала в те же годы в мире электроники и одежды – основных потребительских товарах среднего класса. Официальная инфляция 7% за последний год, я знаю людей для кого она все 20%, а для моей семьи она 3-5%.  Выбирая стратегию инвестирования, полезно учитывать свою личную инфляцию и игнорировать все прочие. Полезно для ясности, для опоры в рассуждениях и решениях.

 

Но есть и доля правды в инфляционных мифах. Посмотрите, кто более всего пострадал от инфляции последних пяти лет в России. У нас за 5 лет цены на основные продукты питания повысились где-то на 40-50%, по моим ощущениям. Я не Росстат, могу быть неточен, но на то и нужны комментарии, чтоб поправить, если ошибся. То есть, если расходы на питание в вашем бюджете составляли 50%, то по газетной логике, если вы не меняли работы и не искали дополнительных источников дохода, теперь расходы на питание составляют все 70%. Похоже на правду? Да. Но правда и в том, что пострадали неподвижные.

 

И это ужасно. Я не люблю, когда общество меня шевелит. Я люблю, когда я сам. По вдохновению или любви вдруг неожиданно для себя шевелюсь в каком-нибудь заманчивом направлении...  Потому что люблю, когда сам – я и стал инвестором. Я добровольно вернул обществу весь свой жирок и он теперь там трепещет и шевелится на фондовом рынке, отправляя мне ежегодные приветы в виде дивидендов – своего рода инфляционные индульгенции....

 

Самое обидное, что общество  право по сути. Мой жизненный интерес – двигаться и меняться. Поддерживать в себе интерес к жизни – вот что я должен делать неустанно. Зря я злюсь на общество, оно как  взбалмошная женщина... или как жизнь  - гонит, когда любит.

 

Жизнь все время обесценивает мое тело. Я помню, с какой нежностью льнули к нему женщины, когда я был ребенком. Так и норовили его поцеловать или хотя бы ущипнуть. Я помню, с какой стратью они прикасались к нему, когда я стал мужчиной, но уже не было той нежной и трогательной охранительности. Жизнь обесценивает, инфлирует мое тело. Я видел стариков, чье тело не любил уже никто, даже они сами. И это были неподвижные старики, те старики, кто уже давно ничему не удивлялся. Но я знал и других. Что любили и были любимы до последнего чиха, до последнего поворота головы. Движение спасало их от инфляции. У меня и у жизни, что заставляет меня двигаться, один интерес – чтобы жизнь продолжалась.

 

То же и с деньгами. Общество, обесценивая их, заставляет деньги искать деньги. Вы и ваши деньги должны всю жизнь, пока хотите жить, искать приложение своим силам. Так устроен мир.

 

И ничего страшного. И не говорите мне, что мир золотого стандарта с его регулярными многолетними дефляциями был похож на золотой век.... В этом мире богач мог столетиями сберегать богатство в сундуке до полного интеллектуального и морального распада своих потомков. Бедняк имел только два способа облегчить свою участь: или воспользоваться пороками богача и  ободрать его и потомков как липку, или перестать нуждаться в материальных благах, приняв монашеский идеал. Об этом стоячем мире я мало жалею...

И об инфляции не нужно беспокоиться. Нужно просто действовать и быть подвижным. Не застывать, подобно мухе в янтаре, в банковском депозите... А интересоваться жизнью, делать дело, выбирать акции...

Я так думаю.

 

 

 



ПО ТЕМЕ

ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ

Вчера получил замечательный комментарий к прошлому посту про психологические проблемы. Там вообще переписка в комментах получилась много интереснее самой публикации.
Вот что Анатолий пишет:
Олег, вот есть практика а есть теория. Теоретически вы правы начав с 20 лет откладывать и инвестировать к 80 можно стать состоятельным "кротом" :))) Но практически таких людей нет. Я не знаю ни одного человека который преуспел таким образом, хотя как то слышал про бомжа у которого после смерти в матрасе были найдены накопленные им миллионы долларов. С другой стороны у меня много примеров людей которые напором, прорывом и риском сформировали себе капитал. Уверен есть периоды у каждого мужика когда не просто можно а нужно рисковать что бы преуспеть и такие возможности у каждого открываются помногу раз скажем лет этак до сорока. Неужели вы этого не видите, неужели ваш жизненный путь об этом вам не говорит??? Монотонно это скажем после сорока когда "добыл" уже капитал, когда не потерять а сохранить, когда консервативно, когда есть что терять. Рекомендую для проверки найти 80 летнего мужичка и спросить нужен ли ему 1 млрд тугриков и вы услышите что уже нет и что отдаст он его наверное любимой внучке или внуку....

читать полностью…

АКЦИИ, ОБЛИГАЦИИ ИЛИ ДЕПОЗИТЫ

На вОкруг да ОкОлО в последних комментариях часто звучал этот вопрос. Я отвечал в обычной своей манере: не интересуюсь ничем, кроме дивидендных акций. Аргументы: облигации падали последние годы так же шустро как акции, но часто восстанавливались не раньше акций, что не давало возможности, когда акции дешевели, переложиться без потерь; доходность по первоклассным облигациям ниже значительно доходности по первоклассным дивидендным акциям; доходность по депозитам у первоклассных банков не дотягивает до уровня инфляции – лично мою инфляцию она покрывает, но это частный случай. Скажу честно, эти ответы – то, что я действительно думаю в текущий момент про свое положение и свою стратегию. Но они не годятся для каждого и не годятся даже мне навсегда. Чтобы не возникало опасных иллюзий, давайте подумаем и разберемся.

читать полностью…

  • 13 апреля 2012 08:42
    Хороший филосовский трактат. Я всегда догадывался, что настоящий инвестор в душе философ.

    • Nick Bat
      13 апреля 2012 09:21
      спасибо :) так и есть.

  • 13 апреля 2012 08:50
    Замечательно вы написали, про тело особенно любопытно)

    На немножко отвлеченную тему – думаю, любопытно было бы об этом пост сделать: почему именно дивидентные акции? Судя по вашим постам на смартлабе, вы с облигациями не работали, а там ведь все то же самое – купон до 10%. Но меньшая волатильность, конечно. Вы их игнорируете, потому что считаете риск высоким при таких же, как у лучших префок, доходностях; потому что в кризис повышается риск дефолтов; считаете при усилении инфляции акции лучшим вариантом для защиты капитала или еще почему-то? Скажем, у вас 50% портфеля в кэше – почему бы их не вложить в облиги (с короткой дюрацией для ограничения рисков)

    • Dmitry-2
      13 апреля 2012 09:20
      я как раз задумал два текста на тему "почему дивидендные акции". первый уже написал (как раз этой ночью), он выйдет в понедельник, надеюсь. он лоялен ко всем типам инвестирования. и второй более критичный, надеюсь скоро написать и рассчитываю опубликовать через неделю. удивительно, какой синхрон :)
      большое спасибо за комментарий.

    • Dmitry-2
      14 апреля 2012 10:19
       Между дивидендными акциями и облигациями есть очень большая разница, вытекающая из самой сути бизнеса. Бизнес – это извлечение прибыли. Для любого нормального бизнеса характерна простая деталь: стараться сокращать расходы и стараться увеличивать прибыль. Обслуживать облигации – это для фирмы расходы, чем ниже расходы – тем выше прибыль. Поэтому любой нормальный бизнес старается сокращать расходы на облигации, чтобы прибыль в общем случае была больше. Отсюда вывод: инвестору  гораздо выгоднее участвовать со стороны прибыли, чем со стороны расходов. Долгосрочная тенденция подтверждает, что инвестиции в акции напорядок доходнее инвестиций в облигации.

  • 13 апреля 2012 17:01
    Заставляет задуматься. Вы очень интересно пишите.

  • 13 апреля 2012 20:52
    Олег,
    добрый день!


    В
    начале, хочу поблагодарить вас за труды, весть сайт весьма познавателен.


    Хотел бы узнать ваше
    мнение.


    Собираюсь поучаствовать в
    IPO Facebook, интуитивно компания мне нравиться, да и потенциал очевиден, и
    момент по идее идеальный, НО ввиду специфики сегмента и самой компании, оценить
    ее объективно весьма сложно(


    Стоит ли игра свеч?

    • Igor Barbashin
      13 апреля 2012 21:36
      Добрый день!
      Спасибо за добрые слова. К сожалению, не смогу Вам помочь по двум причинам. Я не знаю достаточно хорошо американского рынка. И второе: я не покупаю акции на IPO, ибо считаю, что их всегда пытаются переоценить к этому мероприятию. Это не всегда верно, но в большинстве случаев проще подождать год-другой, чтобы сформировать свое мнение о компании после IPO и купить ее акции по более приемлемым ценам....
      Еще раз подчеркну, я не специалист по американскому рынку, но не могу Вам не сказать, что я считаю, что в настоящий момент IT-сектор и интернет-сектор в США перегрет.

  • 13 апреля 2012 22:13
    Олег, очень интересная статья и любопытные сравнения, только вот не совсем понятно чем дивидендные акции (с размером дивов 10%) от депозитов с теми же самыми 10% годовых? Депозиты дают гарантированный доход, а акции ведь могут и уменьшится в цене.

    • иван Соколов
      13 апреля 2012 23:24
      ну как же... на депозите не может увеличиваться год от года процент выплат и основная сумма сама по себе не прирастает... а для долгосрочного инвестора риски близки... даже думаю, что у депозита 10% сейчас риски и поболе будут... пока первоклассное предприятие с дивидендами в 10% вроде Сургутнефтегаза или ТНК BP начнет кашлять, банк, что так нуждается в капитале, что в мирное время привлекает по 10% депозиты, уже в реанимацию отправится... я так думаю...

      • ОК
        4 февраля 2016 08:21
        ....увеличиваться год от года процент выплат...А почему у владельца акций год от года увеличивается % выплат? Т.е если я начинаю с 7-10%, то через 5 лет с этой же бумаги будет примерно уже 14-17%?

        • Григорий Соколов
          4 февраля 2016 09:06

          • ОК
            4 февраля 2016 11:22
            Понял. Получается Депозит никак не идёт с инфляцией. Положил 50.000 они так и остались 50.000 только покупательная способность уже не та. Дали +10%. Акция – купил на 50.000 и получаешь дивиденды с ростом на акцию. Т.е мы получаем % не от курсовой её стоимости, а мы получаем деньги за каждую акцию. Т.е выгодно иметь их количественно, а не смотреть на стоимость их в целом. Придерживается диведедов 10% от её стоимости по рынку. Если менее 5%, то рассматриваем её продажу и перекладываем средства на ту, что составляет 10% дивидендов. Таким образом комплектуем свой портфель и периодически его анализируем. Стараемся накапливать акции разных кампаний и тем самым мы не привязаны к какой-либо одной из них и не трясемся в случае её банкротства. С депозитом мы привязаны всеми средствами в одном котле и имеем риск потерять все. Депозит никак нельзя рассматривать, как накопление на старость, очень глупо. К примеру я начинаю с 10.000р ежемесячно. На 10.000р я покупаю ежемесячно акции компаний равномерно по количеству, а не по стоимости. К концу первого инвестиционного года у меня должно быть не менее 5 компаний в портфеле и не более 10. Полученные дивиденды уже с вычетом 9% от эмитента мне капают на счёт, я в свою очередь продолжают так же закупаться равномерно и + реинвестирую дивиденды. Анализирую портфель, присматриваю ещё акции. Дивиденды не должны быть слишком высокими (13-15%), уже рискованные. То что у меня сложилось в голове за пару дней. Верны ли начальные понимания?

            • Григорий Соколов
              4 февраля 2016 15:07
              Более или менее правильно сложилось... Но в разные времена разные доходности интересуют... Например, сейчас меня вполне удовлетворяет и 7% потенциальная дивидендная доходность.... И тому подобные елочи Вы поправите в голове, продолжая читать и размышлять....

              • ОК
                5 февраля 2016 11:25
                Доброго времени суток. Поделюсь размышлением по поводу роста дивидендов.
                Для того, кто покупает сегодня – % дивидендной доходности всегда не высокий, а далее он увеличивается.... Увеличивается он по отношению к тем акциям, что куплены по старой цене и при курсовом росте и дивиденды выросли. Соответственно пример (просто сухой рассчет):
                Я купил 100 акций по 100р, диведная доходность 10% (10р. за шт.) – 1000р в год. Спустя 5 лет их стоимость выросла до 130р и выплата дивидендов уже (13р. за шт.).Т.е по рынку дивиденды так и остались 10%, а вот для меня, купившего по 100р их 5 лет назад, дивиденды составляют уже 13%, а те кто покупает сегодня, они и начинают с маленьго, поскольку берут соответственно по цене сегодняшней. Но для меня тоже не чистые 13% прибыли по факту, потому что я ведь покупал их частями, а не сразу 100шт 5 лет назад. Я купил в пропорциях 20/20/20/20/20 и каждая 20ка мне обходилась чуть дороже предыдущей. Т.е на простом языке у нас выросли дивиденды на столько-то и столько-то %, но при более точном рассчете уже чуть другие проценты? Я прав?

                • Григорий Соколов
                  5 февраля 2016 19:28
                  Если через 5 лет акция стала стоить 130, это не означает что дадут ДД 10%, могут и вобще не дать, смотря как компания сработала.
                  ДД по акциям, это прогнозируемо, но не факт что будет столько.

                • Григорий Соколов
                  17 апреля 2017 15:21
                  Акция – купил на 50.000 и получаешь дивиденды с ростом на акцию. Т.е мы получаем % не от курсовой её стоимости, а мы получаем деньги за каждую акцию. Т.е выгодно иметь их количественно, а не смотреть на стоимость их в целом.

                  Пожалуйста, объясните подробней. Никак не могу понять, почему стоимость акций не важна? Как считать, сколько получим прибыль? Если дивиденды 5% на акцию, то, например, при стоимости акции 46 руб. получается 2,3 руб. на акцию. Если имеем 100 акций, то прибыль 230 руб? В то же время, если считать от общей стоимости акций, то получается та же сумма – 230 руб. Если стоимость акции вырастет, то и прибыль вырастет, независимо от количества акций. В чём моя ошибка, где не правильно считаю?

                  • Александр91
                    17 апреля 2017 17:04
                    Потому что дивиденды выплачиваются по решению общего собрания в виде суммы на каждую акцию. А не в виде %. Т.е. принимается решение направить на выплату дивидендов такую-то долю от прибыли корпорации, заработанной в прошедшем году (вот сейчас мы все наблюдаем, чем же закончатся бодание про 50% прибыли гос компаний, которые Правительство желает получить в бюджет от своих предприятий в виде дивидендов). То есть распределяется некая СУММА. И делится она пропорционально между всеми держателями акций. То есть на каждую акцию ВСМПО-АВИСМА, например, выплатит по 1300 рублей. И неважно по какой цене Вам досталась акция. Она сегодня стоит 14000 рублей. А вчера Ее кто-то купил за 10000. И для него доходность в процентах – другая. И считать свои будущие доходы от поступающих дивидендов Вы тоже будете в виде суммы. А уж процент доходности – какой получится в зависимости от цены по которой Вы покупали а (или будете покупать) дивидендные акции.
                    Как-то так примерно.
                    Олег, поправьте пожалуйста, если я что-то напутал.

            • Григорий Соколов
              4 февраля 2016 19:37
              А что это за вычет 9%, налог на дивиденды? если так, то уже 13%.

            • Григорий Соколов
              17 апреля 2017 15:20
              Прошу прощения за двойной комментарий

          • ОК
            4 февраля 2016 12:48
            Тогда ещё вопрос. В постах 4х летней давности была речь о том, что найти акции с хорошими дивидендами не так и просто. На рынке акций сегодня много выбора с дивидендами 10%?

            • Григорий Соколов
              4 февраля 2016 15:08
              Сейчас с этим делом, поиском акции с хорошей доходностью, легче существенно. Дивидендные выплаты выросли значительно, а цены пока немного подтянулись....

  • 10 ноября 2012 13:21
     Не застывать, подобно мухе в янтаре, в банковском депозите…сильно сказано, но некоторые и это не делают. Упорно, как бараны не хотят себе платить и всё тут!!!!. Инфляция, инфляция. Не знаю питаемся и деваемся без проблемм. Нет инфляции!!!! крутиться надо. Согласен 3-5% это не смертельно!!! Оптимистам флаг в руки остальным.....книжку "Тихий Дон". Класс!!! как замечательно пишите)))

  • 23 ноября 2012 15:09
    У вас очень хороший слог. Спасибо вам. Я считаю что инвестор, предприниматель – это не вид деятельности, это не работа. Это образ жизни. Как не парадоксально – действительно все приходит к философии... Прекрасная статья. Спасибо вам!

  • 11 февраля 2013 14:29
    Олег, написано просто божественно. Это относится и ко всем другим статьям, которые я уже успел прочитать на этом сайте. И по смыслу достойно, и слог восхитительный.

  • 12 мая 2016 19:18
    Интересно. В 2009 году газпром платил дивидендов 2р39коп за акцию. В 2014 цена акции та же что и в 2009 году, но дивиденды платят 7р20коп. При той же стоимости выплата дивидендов выросла.