личный план. 21 год. ИТОГИ СЕЗОНА 020-021

  • Мефодий Курский бомж
    16 апреля 2021 в 16:25
    Олег вроде говорил что почти на 100% был в акциях тогда. И особо ничего не делал.
  • Курский бомж
    16 апреля 2021 в 16:12
    Прекрасные результаты! Олег, хотел узнать более конкретно: как вы действовали после мартовского обвала 2020 года? Сколько на тот момент у вас было в акциях и облигациях и когда вы меняли одно на другое?
  • Никита Марсович
    16 апреля 2021 в 13:51
    Олег, спасибо за оптимизм!
    Поздравляю с днём рожденья, желаю приятного путешествия и долгих лет отдыха и деятельности =)
    Надеюсь, вы не оставите свою публику совсем уж без ваших взглядов на рынок и ситуацию в мире, которая так полезна начинающим инвесторам (как я), и которая так ценна на общем хайпо-тесло-биткоино-фоне =)
    Успехов!
  • Byuvik
    16 апреля 2021 в 13:00
    С прошедшим Днем рождения! Желаю здоровья, счастья и долгих лет жизни! Я счастлив, что знаком с таким человеком как Вы (хоть и дистанционно по интернету) и Вашим подходом к рынку. Спасибо за те знания, которыми Вы решили поделиться с нами. Спасибо...
  • Владимир Ч
    16 апреля 2021 в 12:46
    Скажите, Олег, это дивдоходность или прирост в цене бумаг? Если это прирост, то скажите примерную дивдоходность.
  • ChtoDelat
    16 апреля 2021 в 12:41
    Олег, шикарный ресурс знаний, шикарный срок стабильного приумножения капитала.
    Еще раз Вас с прошедшим ДР и продолжайте сеять мудрость, может где-то и прорастет(это я про себя, если что))
  • Dimitry
    16 апреля 2021 в 12:20
    Жаль что это предпоследние итоги, вас всегда интересно читать. Разумный инвестор тоже всё?

начинающим. Введение. ДВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

начинающим. Про акции. СПРАШИВАЕМ - ОТВЕЧАЮ

  • Gorrro ОК
    15 апреля 2021 в 16:42
    Олег, здравствуйте! Прочитал этот ваш комментарий сейчас, и действительно - максимальный рост сейчас, 6, уже 7 лет спустя. Как вы считаете, мы сейчас уже на пороге фазы снижения?

начинающим. Введение. ЗАПАС НА ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ

  • Артем Андрей Г.
    9 апреля 2021 в 18:48
    Андрей, ну давайте попробуем прикинуть. Допустим, разложили 20% суммы в акции и 80% в еврооблигации. Возьмем доходность по еврооблигациям 4% годовых. Предположим, по акциям удастся за 3 года получить рост 50%. В этом случае за 3 года мы получим рост всей суммы на 20% примерно. Если бы все было в облигациях - получили бы рост примерно на 12% за 3 года.
    Это прям оптимистичный вариант на мой взгляд. Нужно еще суметь такую доходность извлечь. Более реально получить 10-15% за 3 года, наверно. При этом еще будут риски валютные. Вот стоит оно того? Хотя вариант, конечно, гораздо менее скучный. Дополнительным бонусом - автор вопроса получит опыт работы с акциями :)
  • Андрей Г. Артем
    9 апреля 2021 в 12:29
    До 2008-2009 годов, совет держать деньги в облигациях и депозитах, если деньги нужны ранее чем через 5 лет, был, на мой взгляд, правильным. В 2009 год Бернанке ввел программу количественного смягчения в США. США начали печатать деньги, за США к печати денег подключились и другие страны. И сейчас для того, чтобы просто сохранить капитал даже на 2-3 года, нужно быть в акциях, хотя бы небольшой долей, но обязательно нужно, иначе есть риск просто обесценить деньги.
  • Андрей Г. Артем
    9 апреля 2021 в 12:10
    Добрый день, Артем. Меня, как сейчас модно говорить "бомбанул" Ваш ответ, который как мне показалось был непродуманным (если я не прав, прошу прощения). Вот как пишут в умных книжках по инвестициям, так Вы и посоветовали. То есть можно просто положиться на умного автора, а можно отрефлексировать то, что он написал, задаться вопросом, а почему именно так? Подходит ли это к текущему времени?
    В текущей ситуации морозить деньги в облигациях и депозитах на 3-4 года (а это большой срок даже для фондового рынка), на мой взгляд как-то рискованно, учитывая, что сейчас большая инфляция, и при этом Газпром и прочие акции дают сейчас купить относительно недорого.
  • Андрей_Б Андрей Г.
    9 апреля 2021 в 11:31
    Грань каждый для себя сам определяет.
    Ваш вариант с долей акций, на мой взгляд, нормальный, в нем есть логика. Просто в нем и элемент игровой ставки на определенное развитие событий в определенные сроки присутствует. Делать эту ставку или нет – личный выбор каждого.
    На мой взгляд, повторюсь, тут многое от нюансов зависит (цена вопроса на который нужны деньги, гибкость сроков, наличие плана Б и т.п.).
  • Артем Андрей Г.
    9 апреля 2021 в 11:15
    Андрей, добрый день! В условиях задачи был обозначен срок вложений - 3-4 года. Вы предлагаете 20% суммы вложить в акции. Скажите, а на какой результат вы рассчитываете при этом? Какую дополнительную доходность ждете за 3-4 года?
    А про какие-то "правила", связывающие срок инвестирования и выбор инструментов, я точно не говорил.
  • Андрей Г. Артем
    8 апреля 2021 в 19:34
    Артем, мне нравится roundabout тем, что на данном сайте развеиваются современные мифы об инвестировании в акции.
    Участники сайта пропускают общеизвестные точки зрения через себя и дают им оценку. Большей степени этим конечно занимается Олег, но и другие участники тоже вносят свой вклад. Вот я и предложил тему для обсуждения. На мой взгляд 5 лет - это очередной миф, который почему-то принят даже участниками клуба. Это очень удобно и логично - 5 лет. Не надо думать. Хотя можно задать вопрос: а если вкладываешь на 4,5 года, то уже депозиты и облигации? Где грань?
  • Артем Андрей Г.
    8 апреля 2021 в 18:52
    А еще, у Дины в связи с планами переезда в другую страну предполагаются расходы в валюте в ближайшие 3-4 года. И часть средств в российских акциях, которые нужно будет перевести в деньги к концу периода, легко может привести к потерям. Даже если акции вырастут. Если, скажем, рубль подешевеет относительно доллара.
    Так что, если уж и некоторое количество акций - то возможно ETF на американский индекс.
    Но в любом случае, на такой маленький срок - это игра против времени. Ведь случиться может что угодно и когда угодно.
  • Артем Андрей_Б
    8 апреля 2021 в 18:35
    Коллеги, мне кажется, срок 5-10 лет скорее связан с продолжительностью короткого рыночного цикла. А снижение вероятности потерь - уже следствие.
  • Андрей Г. Андрей_Б
    8 апреля 2021 в 16:21
    Да, ну здесь можно себя заранее обезопасить: купить не один НорНикель.
    В последний год владения можно начать постепенно продавать акции, перемещая капитал в деньги.
  • Андрей_Б Андрей Г.
    8 апреля 2021 в 16:12
    Если это вопрос ко мне, то в текущей обстановке я бы, наверное, раскладывал по разным классам активов. Ситуация слишком нестандартная.
    Но без конкретного понимания обстоятельств сейчас навскидку сложно сказать в какой пропорции и т.п. - это будет досужая фантазия.. Мне кажется, там много от нюансов зависит (насколько жесткие сроки, сумма, какие возможны запасные варианты и т.д)
    Но, как минимум, иметь в виду, что если, сумма нужная в час X, а у прекрасного Норникеля, аккурат накануне рудники опять подтопит, то может придется понервничать и подождать пока разрулят..
    Ну и то что акции выглядят дешево не значит, что они не могут на какое-то время по каким-то причинам стать еще дешевле..
  • Андрей Г. Dina
    8 апреля 2021 в 16:12
    Добрый день, Дина. Легко дать совет в Вашем случае: держать все в депозитах. Ответ классический. Раньше я бы дал Вам такой же ответ. Но в последнее время я стал более критически относится к классическим правилам, учитывая когда и для кого они были выведены. Срок 5-10 лет был выведен для новичков на основе исторических данных. Новичок, который не понимает дороги акции или дешевы, в любом случае не потеряет через 5-10 лет, если будет вкладываться в любой момент времени. Если бы эти исследования учитывали хотя бы средний P/E по рынку при входе, то срок при низком P/E был бы ниже классических 5-10 лет.
  • Андрей Г. 老百姓
    8 апреля 2021 в 15:52
    Критерий дешевизны не гарантирует их рост даже через 30 лет ) Но мы же вкладываем в акции ) Ориентируясь больше не на стат. методы, а на будущие доходности компаний, которые мы прогнозируем исходя из доступной нам информации.
  • Андрей Г. Андрей_Б
    8 апреля 2021 в 15:49
    Андрей, спасибо за интересный ответ. Приятно дискутировать.
    Да, теоретически вы правы, я также не первый год в рынке, и понимаю эти прописные истины. Но на практике, давайте представим себе ситуацию. У вас есть, к примеру 10 млн, которые через 3-4 года Вам понадобятся. Неужели Вы их разместите только в депозитах и облигациях. Неужели Вы не будете брать в расчет текущее состояние рынка, в частности:
    1. Газпром, который предположительно даст в следующем году около 20 рублей дивидендов
    2. НорНикель, который толкают вверх цены на металлы
    3. РусАгро с своими перспективами
    Я думаю, в такой ситуации как минимум 20% капитала можно поместить в акции. Даже при условии, что их нужно будет продать через 3-4 года. Да есть риск, но есть также риск обесценения денег. Поэтому размещая часть капитала в акциях, мы находим баланс между риском и доходностью.
    При этом, если бы рынок был бы переоценен, и не было бы таких перспектив, то вкладывать в акции на 3-4 года естественно было бы не разумно.
  • Dina Андрей Г.
    8 апреля 2021 в 15:28
    Позволю себе вмешаться в диалог, думаю о сроках 3-4 года держать в депозитах или еврооблигациях было сказано исходя из моего вопроса: о моих целях на ближайшие 3-4 года.
  • Dina Андрей_Б
    8 апреля 2021 в 15:17
    Спасибо, обязательно найду и почитаю.
  • 老百姓 Андрей Г.
    8 апреля 2021 в 14:28
    А критерий дешевизны акций гарантирует их рост за тот же период о котором идет речь? Даже чтобы это проверить, вы будете пользоваться стат. методами и оперировать такими же закономерностями.
  • Андрей Г. 老百姓
    8 апреля 2021 в 14:12
    Все эти закономерности не учитывают того, стоят ли акции дешево или дорого в данный момент времени. Они рассчитаны на инвестора-новичка, которому рассказывают про 5 лет, а также про то, что более безопасно вкладываться в индексные фонды.
  • Андрей_Б Андрей Г.
    8 апреля 2021 в 14:10
    В акциях риск, разумеется, присутствует, но, согласно истор. данным, риск потери тела капитала с увеличением срока владения снижается.
    По поводу депозитов и облиг - на мой взгляд, зависит от целей и задач. Если понятно, что нужно через известное время вынуть конкретную сумму и ее надо в первую очередь просто сохранить - то может и вполне годный инструмент. На абстрактный долгосрок сейчас - на мой взгляд, не особо вариант..
    На мой взгляд, Вы в данном случае немного смешиваете общие правила техники безопасности с Вашими оценочными суждениями и ожиданиями по текущей ситуации (рынок недооценен, тенденция к росту и т.п.).
  • 老百姓 Андрей Г.
    8 апреля 2021 в 14:02
    А в июле 2008 какого числа? 30 го июля например могло вырасти на 4%, при отчетных p/e за прошлый год на том же уровне. При любом p/e и цене денег в рф, последствия кризиса ликвидности в сша могли обрушить рынок. Таким событиям нет дела до p/e. Таких событий может быть много и в любой момент времени. То о чем тут говорят, это попытка количественной оценки вероятностей, когда таких промежутков много. Это дает возможность выявить "закономерности ", как 3,14 в окружности, к которым стремится процесс. Без этих попыток это просто игра.
  • Андрей Г. Андрей_Б
    8 апреля 2021 в 13:56
    Вкладываться в акции на любой срок - рискованно.
    Менее рискованно, когда рынок недооценен и форвардные доходности компаний имеют тенденцию к росту. Более рискованно, когда переоценен.
    А не рискованно ли по Вашему при текущей инфляции держать деньги на депозите или в еврооблигациях эти 3-4 года?