Поскольку цена акций подвержена колебаниям, разумный инвестор должен стремиться к тому, чтобы использовать эти колебания с выгодой для себя. Есть два способа... это сделать: через отслеживание рынка и через отслеживание цен. ...под отслеживанием рынка мы понимаем попытки предсказать будущие движения фондового рынка, с тем чтобы купить или воздержаться от продажи акций накануне роста и продать или воздержаться от их покупки накануне падения. Второй способ заключается в том, чтобы покупать акции, когда их цена становится значительно ниже их справедливой стоимости, и продавать тогда, когда она ее превышает.
Мы убеждены, что любой способ инвестирования, основанный на отслеживании цен, может принести разумному инвестору удовлетворительные результаты. Но мы также уверены, что, отдав предпочтение маркет-таймингу и сосредоточив свои усилия на прогнозировании состояния фондового рынка, инвестор в конце концов станет спекулянтом (с соответствующими финансовыми результатами).
Легко сказать, но как же трудно это сделать. Новости, наблюдения, гладкие рассуждения и благоразумные выводы – все эти на первый взгляд полезные и безобидные вещи ведут инвестора к предубежденности относительно будущего и попыткам найти самое лучшее время для своих сделок. Инвестор – всего лишь человек... Он предполагает, ждет, ввязывается в сделки, основанные на "видении рынка" и новостях... Рано или поздно нервное напряжение приведет к опрометчивым поспешным и избыточным действиям, несущим угрозу самому капиталу инвестора в обмен на призрачную надежду всего лишь нарастить доходность или решительно ответить на "бумажные" убытки.
Эту пьесу рынок наблюдал миллионы раз. Ежегодно на Московскую биржу приходит 20-30 тысяч веселых и амбициозных людей со своими деньгами. И лишь одна тысяча из пришедших через год-другой останется на рынке с приумноженным капиталом. И еще тысяча примерно – проживают первые пару лет без потерь. 18-28 тысяч несут убытки, часто не совместимые с жизнью брокерского счета. Такова цена надежды, страха и жадности, взлелеянных на амбициях пророка.
Я недавно посчитал, за год с сайтом вОкруг да ОкОлО знакомятся внимательно примерно 400 человек (10 тысяч знакомятся бегло, поверхностно и, примерно, тысяч 30 смотрят одним глазком на два абзаца). Есть шанс, что почти половину бойцов финансового рынка, оставшихся в живых и с прибытком в последние годы, я должен знать по комментариям к этому блогу...
Ничто не мешает ни одному из нас сколь угодно красиво рассуждать о рынке и его перспективах в дружеских компаниях или без свидетелей. Почему бы не развлечься мечтательностью и игрой воображения, это очень приятно. Но не стоит ставить ни свои ни чужие деньги на веру. Ставьте деньги на расчет. Одно дело разговоры и прочий досуг. Другое дело – сесть к терминалу и произвести сделку. У инвестора в момент принятия решения должны быть трезвые представления о стоимости бизнеса, стоящего за акцией, которую он покупает или продает. Должна быть не фантазийная причина для покупки, такая как недооцененность рынком активов или прибыли эмитента акции. Не фантазийная причина для продажи – переоцененность активов, прибыли или перспектив. Шутки в сторону!
Грэм по сути говорит, что есть два способа инвестировать. Первый: знать как можно больше о рынках, политике и экономике, и прогнозировать движения цен на рынке, покупая акции без разбора перед ростом рынка и продавая все перед падением. Грэм говорит, что этот способ не работает. То есть, работает у некоторых, но даже у них недолго. Рано или поздно инвестор, следующий этому способу, пускается в спекуляции и проигрывает. Второй способ: знать, сколько должны стоить те бизнесы, за которыми инвестор следит, и присматривать за ценами на рынке, чтобы не забыть купить, когда цены дешевле стоимости, и не забыть продать, когда цены значительно дороже стоимости. Второй способ, если верить Грэму и его ученикам, включая Баффета, рабочий. Так можно сколотить приличное состояние, не посадив здоровья.
Для спекулянтов, стремящихся получать прибыль как можно быстрее, маркет-тайминг имеет огромное психологическое значение. Сама мысль о том, что придется целый год ждать, пока акции подорожают, для них просто невыносима.
Хуже того. Невыносима мысль и о падающей цене на купленный актив, невыносима мысль об отставании от "бенчмарка" (образца, в России обычно за образец портфеля берут индекс ММВБ и с умным видом рассуждают: обгоняет портфель в доходности индекс или отстает). Мы давно закончили школу, многие уже и институтских профессоров позабывали, но нас губит зависимость от внешней оценки наших действий. Нам почему-то важно знать, лучше мы или хуже, чем что-то, придуманное другими людьми. Частая переоценка портфеля и сравнение его с различными другими портфелями создает психологическое давление, которое рано или поздно приводит к спекулятивным решениям и ошибкам.
Кроме того, полезно помнить, что ожидание у инвестора часто длится не год и не два. Три или пять лет – нормальный срок для созревания покупки. Вряд ли удастся дождаться хорошего урожая от морковки, которую два раза на неделе с момента посадки откапывают для критического осмотра.... Опыт показывает, что перетряхивать портфель чаще раза в 6 месяцев даже в самый бурный кризис вредно для капитала. А в ситуации роста рынка балансировкой портфеля акций вообще лучше заниматься не чаще раза в полтора-два года....
Инвестор берет то, что ему предлагает рынок здесь и сейчас по наилучшим возможным ценам. На российском рынке всегда были (каждый год в течение месяца-двух случаются возможности) одна или две-три очень хороших акции по смешным ценам. В сентябре-декабре 14-го года раздавали Башнефть, в сентябре-декабре 15-го года Нижнекамскнефтехим, последний месяц раздают Э.ОН России. И это я беру сюда для примера только распродажи очень надежных, растущих, обыкновенно высоко оцениваемых бизнесов, которые платят своим акционерам большие дивиденды. Те же акции, на которые был нацелен Грэм, вроде префов Мечела или обыкновенных акций Распадской, давали и дают последний год совсем чудесные возможности стоимостным инвесторам. И я хочу сказать, что так – каждый год. Каждый год создает инвестору удивительные возможности. Каждый год случаются акции, которых выгодно и не страшно купить. В кризис этих возможностей больше, в период расцвета рынка возможности находить сложнее, но они всегда есть. Нет смысла предсказывать подъем или падение всего рынка – достаточно иметь представление о том, что сколько стоит на самом деле и одним глазом присматривать за порядком на вверенной территории.
С 1897 по 1949 г. наблюдалось 10 полных рыночных циклов: рынок поднимался с медвежьих минимумов до бычьих максимумов и снова спускался до минимальных значений. Продолжительность 6 циклов не превышала 4 лет, 4 цикла длились от 6 до 7 лет, а один цикл (получивший название "новая эра" и продолжавшийся с 1921 по 1932г.) длился 11 лет. Процентный рост рынка между дном и пиком составлял от 44 до 500%... Последующее процентное падение колебалось от 24 до 89%... (Нелишне напомнить, что спад в 50% полностью сводит на нет предыдущий рост на 100%).
Я бы советовал также запомнить это словосочетание "новая эра". Я слышал эту мантру в разные периоды своей рыночной жизни и всегда "новая эра" необыкновенно драматическим образом отменялась. Так что всякий раз, когда пресса начинает обсуждать "новую нормальность" – не верьте. Жизнь обязательно вернется к "нормальной нормальности", которая для бизнеса выражается в РЕ в районе 10-15 и РВ в районе 2 (при рентабельности активов вокруг 20%) – все прочее просто временный дисбаланс и лапша в голове.
И обратите внимание, насколько переменчивы циклы. После 49 года США пережили еще как минимум 7 циклов, в среднем более длинных, чем в первую половину 20 века. Оказывается, нет ничего удивительного в коротких циклах по 4-5 лет.... Удивительно!
Но что толку от этого знания инвестору. Лишь то, что циклы случаются. Во всяком случае, случаются в нашей голове, когда мы смотрим на старый добрый график любого индекса.... Из 100 аналитиков треть всегда будет утверждать, что сейчас начинается новый цикл, треть – что мы в середине старого... А последняя треть, не моргнув глазом, скажет, что смотреть вообще надо в другую сторону, и "инвестировать" безопасно только внутри торгового дня, обязательно надо не забывать продавать все акции перед выходными.... Потом, задним числом, через три-четыре года, кто-то скажет: какие молодцы были те, кто купили на все в марте 16-го года, ведь это было самое начало "новой эры"!.. Или скажут, какие были молодцы те, кто продал все акции в марте 2016 года – ведь всем было понятно, что мир стоял на краю величайшего экономического кризиса с марта 2001 года! Простите, не помню, было что-то в марте 2001 года похожего на кризис или нет.... Инвестор, ориентированный на такого рода псевдоинтеллектуальную мастурбацию, переживает стресс – решение ему все равно надо принимать здесь и сейчас.... И будущего не знает никто. Но кое-что можно знать о бизнесе, который прячется за акцией. И это ключ к принятию решения в любое время: что покупать и до каких цен держать купленное.
Российский рынок с момента своего второго рождения в 1996 году (а на самом деле – с момента выпуска ваучеров в самом начале 90-х) пережил уже три цикла на мой взгляд. Первый: от формирования рынка в 1991-1996 годах до первого финансового кризиса в новейшей истории России, который начался в 1998-ом году и завершился (кризис и цикл) примерно к 2001му году. Второй цикл начался в 2002 году и завершился в начале 2009 года. Рынок рос 6 лет, с января 2002 года по январь 2008 года, с 250 до 1900 пп. по ММВБ. Вырос почти в 8 раз. Постоял с января 2008 по июнь 2008 и падал до ноября-декабря того же года. Упал с 1900 до 500, почти на 75%... 6 лет роста и один год падения. Третий цикл начался в 2009 и завершается в этом году или завершился год назад.... А может он закончится через 3-5 лет – кто знает? Мы видели рост с 500 до 1800 к апрелю 2011, за два года, потом четыре года наблюдали панику и эйфорию в боковике. И невозможно сейчас сказать – он (этот цикл) завершился снижением на 1200 в марте 14-го года, или завершится в 16-17 годах снижением к 800 или к 1000, или завершится через три года, рухнув в 2018-м году с 3800 на 2000 пп по ММВБ.
Сейчас легко сказать, зная приблизительно прошлое: молодец тот, кто купил в 2002, продал в 2007, годик постоял в стороне и купил в конце 2008, а продал в 11-ом, три года постоял в стороне и купил в марте 14-го.... Вот красавчик! Это очень соблазнительно так думать, особенно думать, что именно ты, такой умный и умелый, именно так и будешь инвестировать. Купил в 2002, продал в 2007! Купил в конце 2008, а продал в 11-ом! Что может быть проще!? Может быть и будешь. Но маловероятно. Настоящее – не прошлое. Ум причесал уже прошлое, выкинув трудные подробности. В настоящем же приходится иметь дело с непредсказуемым будущим и искаженным прошлым. Настоящее – трудное время, неудобное для принятия решения. Проще всего на него нахлобучить какое-нибудь подвернувшееся под руку прошлое... Грэм советует избегать этой легкой и приятной ловушки.
... Как оказалось впоследствии, надо было поступать как раз наоборот. Поведение фондового рынка в последние 20 лет не укладывалось в модели прошлого... Мы рекомендуем придерживаться следующей инвестиционной политики: варьировать соотношение акций и облигаций в портфеле в зависимости от того, насколько выгодными являются цены акций с точки зрения их справедливой стоимости.
Золотые слова. Читайте классику и инвестируйте с умом.