Под "особыми случаями" Грэхем понимает ситуации дефолта в облигациях, без последующего банкротства с распродажей имущества... Или ситуации крайне плохих новостей, которые в глазах публики неожиданно и сильно ухудшают положение дел в той или иной корпорации, чьи акции торгуются на бирже. Или ситуация не сразу распознанных публикой крайне хороших новостей... Как правило, "особые случаи" значительно снижают цену на облигацию или акцию, или оставляют ее прежней, радикально меняя прогноз цены акции к лучшему. Опытный квалифицированный инвестор имеет инструменты в большинстве случаев для того, чтобы достаточно быстро отличить настоящие плохие новости, от ложной активности публики. А значит – отличить неожиданную скидку на любимый им товар от сигнала тревоги. Многие строят свои инвестиционные стратегии на поиске и точном диагностировании "особых случаев". Из популярных фигур на российском рынке можно сразу вспомнить легендарного Дениса Панасюка (в сети – денпанас) или Элвиса Марламова (элвис).
... инвестиции в рамках "особых случаев" могли гарантированно обеспечить весьма неплохую доходность практически при любой ситуации на рынке – но только тем инвесторам, которые понимали, что к чему. Это поле деятельности не было закрыто для рядовых инвесторов. Одни, обладающие чутьем, могли изучить все лазейки и стать довольно искусными практиками... Другие, достаточно проницательные для того, чтобы понять, насколько привлекательна эта область инвестирования, могли пристроиться к опытным профессионалам, ... специализирующихся в основном на "особых случаях".
Типичный пример "особого случая" – это возможности, открывающиеся при поглощении небольших компаний более крупными...
Из подобных случаев (поглощения) российского рынка, я лично активное участие принимал в двух.
Первое. Поглощение Ростелекомом региональных телекомов. Случай интересен тем, что о грядущем слиянии говорили примерно за полгода до принятия решения. Причем было известно, что акции региональных телекомов будут меняться по какому-то коэффициенту на акции Ростелекома. И когда был принят коэффициент, за несколько дней осознан публикой, акции регионалов все равно еще долго торговались с премией в 20-30%. Более того, прямо перед обменом по всем региональным телекомам проплатили привычные высокие дивиденды. Все инвесторы имели возможность, вложившись в "особый случай", гарантированно получить минимум 20, а максимум 60% премии за 6-9 месяцев – и это, не покидая акций!
По похожему сценарию проходила и консолидация Башнефтью башкирской нефтехимии с переходом на единую акцию. Долго, годами, говорили о слиянии, приняли решение и год воплощали. Процесс сопровождался получением лицензий на крупнейшие месторождения, Требса и Титова, что добавляло уверенности и оптимизма инвесторам. Акция, торговавшаяся на Борде за 300-600 рублей, пока шли разговоры, подорожала до 900, после консолидации на цифре в 1200 перешла во второй эшелон и начала торговаться на ММВБ. А к нынешним 2 тысячам рублей за акцию привело уже и начавшееся освоение новых месторождений, и рост ликвидности самой акции. Башнефть становится модной бумагой. Рост в 4-6 раз за 5-6 лет, без учета выплаченных немаленьких дивидендов. Мне лично дивиденды в первые же три года владения акцией возместили все расходы на приобретение – исключительно удачная сделка была. Особый случай.
Обе истории удивительно счастливые. Не было ни сомнений, ни метаний, ни трудных решений – чистая прибыль! Информация в обоих случаях распространялась широко и официальными источниками, вызывающими доверие. То есть – проглядеть мог только ленивый, даже я не проглядел. Публика реагировала очень медленно и лениво, цена на Башнефть начала расти только, когда брокеры начали шуметь про лицензии на Требса и Титова. По региональным телекомам из года в год платили высокие дивиденды, дивдоходность этих акций колебалась от 8 до 15% годовых, они были так же популярны 8 лет назад, как три года назад были популярны энергосбыты. Было много-много времени, не меньше года, что в Ростелекоме, что в Башнефти, чтобы все просчитать и спокойно, удобно расположиться в акциях задолго до отплытия от одних ценовых уровней к другим.
Я бы не отказался повторить такую сделку – но пока не вижу предложений. А они обязательно еще будут. Раз в 5-8 лет происходит что-то похожее. Надо на такой случай иметь под рукой трезвый взгляд на вещи, чтобы разглядеть возможность, а не придумать ее; любовь к движению, чтобы не полениться купить; и достаточно ликвидности, чтобы было на что играть.
Похожие возмутительные доходности были и у инвесторов, вложившихся на техническом дефолте в облигации, скажем, ТГК-2 два-три года назад. Цена на облигации в такие моменты порой падает до 20-60% от номинала. Игрок, способный просчитать ситуацию и отличить технический дефолт от банкротства, обладающий выдержкой и наблюдательностью, может за год удвоить свой капитал. Скорее игрок, чем инвестор. Хотя важно помнить, что трезвый профессиональный расчет и опыт в этих делах весит больше удачи. И еще важно не забывать скромно оценивать свою способность и квалификацию к подобным расчетам – удача не любит нахалов :)
Дефолты случаются с корпоративными облигациями непрерывно. Только сейчас дефолты переживают владельцы облигаций УралСиба, банка Связной, Трансаэро, ЮТЭйра и еще 5-6 известных корпораций. Так что материала для анализа и формирования опыта на рынке всегда много. Грэм считал работу с дефолтными облигациями основой своего дела и главным занятием профессионального активного инвестора.
"Особые случаи" могут представиться и в связи с недооценкой фондовым рынком ценных бумаг компаний, вовлеченных в сложные юридические процедуры. Старинное правило Уолл-стрит гласит: "Никогда не покупай во время судебного процесса".
Мы должны помнить и о деле ЮКОСа, дабы не терять берега, но и о, скажем, недавнем деле Системы, позволившем расторопным инвесторам зайти в акции Башнефти с черного хода по 800 рублей. В таких ситуациях есть опасность, но есть и расчет, и ниши с прибылью без особых рисков.
В конце концов и совершенно безопасное поглощение Роснефтью ТНК-BP обернулось для инвесторов нервотрепкой. Если вы проанализируете график цены на привилегированные акции ТНК-BP в последний год ее самостоятельной жизни, то думаю, что Вы без лишних слов поймете, какими качествами должен обладать инвестор, чтобы из этой ситуации выйти в хорошем настроении и с прибылью.
Инвестиционные операции в рамках "особых случаев" требуют от инвестора особых навыков. Скорее всего, лишь незначительная часть активных инвесторов пожелает заняться подобной деятельностью. Поэтому мы не ставили себе целью объяснить все сложности, возникающие в таких ситуациях.