К числу компаний второго эшелона относятся компании, не являющиеся лидерами важнейших отраслей экономики. Это или некрупные компании ключевых отраслей, или ведущие компании второстепенных отраслей. Сразу же отметим, что компании, акции которых рассматриваются рынком в качестве "акций роста", не относятся ко второму эшелону.
Далее Грэм рассказывает историю отношения инвесторов к акциям "второго эшелона". До "великой депрессии" 31-32 годов публика "переоценивала" средние копании, считая их более гибкими и устойчивыми, "способными противостоять любым штормам". Великая депрессия поправила эту точку зрения и с тех пор интерес к этим акциям утрачен инвесторами – так пишет Грэм.
Удивительным образом этот интерес пробуждается всякий раз, когда инвесторы забывают о том, что случаются депрессии. Я пока наблюдал своими глазами и подробно два взлета цен на второй эшелон – с середины 2006 по конец 2007 годов и в 2010-2011 годах, все в России. В России, насколько я помню, акции делились сразу, с середины 90-х, условно – на "голубые фишки" (наиболее известные, ликвидные и модные акции лидеров отраслей) и на "эшелоны" (акции средних компаний, те, что "на слуху" – второй эшелон; и совсем безвестные и малоликвидные акции – третьи и прочие эшелоны; чем меньше ликвидности, меньше сделок, тем более дальний эшелон), значительная часть которых недолго торговалась на бирже... Но немалая часть акций третьих-четвертых эшелонов вышла в топ второго эшелона, и некоторые даже заскакивали в "голубые фишки". Эти, переросшие глубокие эшелоны акции, принесли огромные доходы своим владельцам, становясь с годами все более ликвидными и дорогими.
Акции второго эшелона обычно быстро падают (либо из них уходит совершенно ликвидность – их нельзя ни купить, ни продать некоторое время). В моменты кризисов не спешат отрастать обратно, когда рынок нащупывает дно. И очень быстро, мощно растут в периоды расцвета рынка, когда голубые фишки уже заняли небеса и торгуются очень дорого. Именно акции второго эшелона обычно приносят самую большую дивидендную доходность на рынке, за что порой попадают в "голубые фишки". И именно умный поиск и выбор будущих звезд из акций дальних эшелонов – главный хлеб стоимостных инвесторов.
График индекса акций ММВБ второго эшелона можно посмотреть ЗДЕСЬ. Там же – база расчета, список акций, которые входят в индекс, их капитализация и вес в индексе.
Есть инвесторы, которые превозносят акции второго эшелона, и еще больше превозносят акции пятого и шестых эшелонов... обсуждая сказочные перспективы, ужасную недооценку и высокую устойчивость к мировым бурям своих избранников. Есть инвесторы, что боятся второго эшелона, указывают на низкую ликвидность и высокие риски "застрять в бумаге"... часто справедливо полагая, что пока толстые похудеют, маленькие худенькие из дальних эшелонов и вовсе вымрут. Грэм не согласен ни с теми, ни с другими.
На самом деле типичная средняя компания, акции которой котируются на бирже, является крупной в сравнении со среднестатистическим частным предприятием. Нет никаких оснований считать, что такая компания даже под воздействием тех или иных неблагоприятных экономических факторов будет не в состоянии обеспечить инвестору достаточный уровень доходности вложений.
Хорошая инвестиция всегда вопрос умного выбора, кто бы с этим спорил. Хорошо подобранные акции второго эшелона и падать будут меньше, чем широкий индекс акций и расти будут много больше. Грэм говорит на что, по его мнению, следует обратить внимание.
Высокую прибыль от покупки акций компаний второго эшелона по выгодным ценам можно получить различными способами. Во-первых, их дивидендная доходность относительно высока. Во-вторых, величина реинвестированной прибыли также относительно высока по сравнению с ценой акций, что, несомненно, повлияет в будущем на их стоимость. В-третьих, бычий рынок обычно благосклонен к недооцененным акциям: их цены выравниваются и достигают приемлемого уровня. В-четвертых, даже при сравнительно неблагоприятных условиях на рынке постоянно идет процесс коррекции цен, в результате которого недооцененные акции второго эшелона могут подняться до уровня как минимум типичного для данной категории акций. В-пятых, если низкая прибыль обуславливалась какими-либо конкретными факторами, ситуация может измениться вследствие их исчезновения, принятия новой стратегии бизнеса или смены руководства компании.
В последнее время важную роль играет и такое новое явление, как приобретение небольших компаний крупными корпорациями с целью диверсификации бизнеса. В этом случае положительная реакция рынка также приводит к росту цен акций небольших компаний.
Я бы особое внимание уделил второму пункту Грэмовской апологии акций второго эшелона. Действительно, кроме дивидендной доходности, главное, на что следует обратить внимание – распределение прибыли и долги. Не стоит покупать компании, которые предпочитают работать на банки, а не на своих акционеров. Если значимая часть прибыли уходит на погашение долга, а не на инвестиции в развитие бизнеса, в рост его стоимости, – нам с такими компаниями не по пути. После приемлемой дивидендной доходности самое важное долг, дебиторка и инвестиции. Думайте, на кого работает тот бизнес, что вы собираетесь купить. Он должен работать на вас, на своего акционера.
Если вы откроете в QUIK график с двумя кривыми, индекса ММВБ 10 и индекса ММВБ второго эшелона, то увидите, что акции второго эшелона немного тормозят после значительных падений индекса, отрастая первые полгода-год медленнее голубых фишек. Таким образом в большие кризисы, при просадке широкого индекса ММВБ на 30% или более, разумно покупать, в первую очередь, избранные голубые фишки – они быстрее вернут себе более или менее справедливую оценку. И в то же время, разумно начинать детальный разбор представленных на рынке акций второго эшелона. Будет доходно, после первой волны восстановительного роста, отчасти перейти из голубых фишек в отстающие избранные акции второго эшелона. И в дальнейшем, при распродаже переоцененной части портфеля, полезно иметь выбор между облигациями и недооцененными дивидендными акциями.
И если акции могут недооцениваться сколь угодно долго, не означает ли это, что инвестор, купивший акции второго эшелона, сколь угодно долго не сможет получить прибыль? Ответить на эти вопросы нелегко.
Важно помнить, что можно крепко застрять в некоторых непопулярных акциях, не получая от владения ими дохода, не имея перспектив роста в цене и популярности из-за плохо идущих дел у компании, не имея возможности кому-либо продать эти акции без большого убытка. Не советовал бы покупать эти акции начинающим или не имеющим досуга и компетенций для анализа инвесторам. И даже весьма компетентным инвесторам советовал бы широко диверсифицировать свой портфель, имея дело по преимуществу с акциями второго эшелона.
Сейчас акции второго эшелона, представленные на Мосбирже, относительно голубых фишек оценены более или менее справедливо. Широкий рынок падает. Вряд ли акции второго эшелона будут падать вместе с голубыми фишками, пока не будет рождена рынком паника, пока широкий рынок не пробьет какие-то психологически значимые уровни поддержки, например – 1550-1600пп. Если такое случится, падение второго эшелона может быть стремительным, к этому моменту надо быть психологически готовым. Если падение широкого индекса наберет силу, то инвесторам следует прежде всего сосредоточиться на самых ликвидных акциях своего "избранного". Акции второго эшелона дают время на подумать в кризисные годы. Если значительного падения рынка не случится, сейчас самое время прикинуть, какие акции вы будете покупать (прежде всего второго эшелона), если широкий индекс ММВБ вернется к росту.
Это все, как Грэмом так и мной, написано для активных инвесторов. Помните об этом после прочтения.