ОПЦИОНЫ В ЖИЗНИ ИНВЕСТОРА 2

По первой публикации ОПЦИОНЫ В ЖИЗНИ ИНВЕСТОРА пришло несколько содержательных сомнений, суть которых в основном сводилась к тому, что рынок опционов на акции в России отсутствует, а значит и любая стратегия с продажей опционов против собственных акций будет в той или иной степени противоестественной и притянутой за уши конструкцией. Мне на это сомнение возразить нечего. Действительно, так и будет. Но тем не менее, давайте посмотрим, что инвестор в этой технике может сделать, и когда его действия будут оправданы, а когда дефекты конструкции могут привести его (инвестора) к катастрофе.

 

Для начала я бы снова вернулся к циклам жизни долгосрочного инвестора, но уже с другой точки зрения. Как, относительно широкого рынка, выраженного индексом РТС (далее – Индекс), движется кривая ликвидационной стоимости хорошо диверсифицированного дивидендного портфеля? Мне удобней будет описать движения индекса и портфеля на модели теории волн Эллиотта. Кто не знаком, обрисую в паре слов, но советую познакомиться – отличный инструмент для долгосрочного инвестора, когда ему хочется подумать об акциях. Эллиотт полагал, что любая акция и рынок движутся попеременно пяти и трехволновыми шагами, где пятиволновка – основное движение, а трехволновка – корректирующее движение.

базовая модель Эллиотта

 

Представим себе, что рынок в точности так себя и ведет, и рассмотрим весь большой цикл. Предположим, что рынок растущий и, соответственно, пятиволновка будет растущей. В первую волну роста (волна 1) портфель дивидендных акций (далее Портфель) сильно опережает Индекс, часто вырастая стремительнее и выше в два раза. Во вторую волну (волна 2) Портфель почти не корректируется, ложится в боковик, в то время как Индекс теряет от 1/3 до 2/3 приобретенного в волне 1. В третью волну (волна 3) Индекс значительно опережает Портфель, часто вырастая выше в два-три раза. В четвертую волну (волна 4) Индекс и Портфель корректируются синхронно, если Индекс лег в боковик, ляжет и Портфель, если один падает – падают оба. Пятая волна (волна 5) для Портфеля самая мощная из всей пятиволновки, в то время как Индекс может, как существенно вырасти (но все одно, значительно менее высоко, чем Портфель), так и пролежать в широком боковике, так и не пробив максимумов третьей волны. Корректирующую трехволновку (волны a,b,c) Портфель проведет, как и Индекс, немного тормозя (позже начиная) на падениях (волны a,c), и мощнее реагируя в начале волны b и тормозя в ее завершении.

 

Наверное, так происходит не всегда. Но в мой  опыт происходило именно так. Таким образом, две вещи представляют опасность для владельца хорошо диверсифицированного портфеля дивидендных акций продающего колл-опционы на фьючерс на Индекс РТС: первая – это жадность, когда длительный успех притупил бдительность и осторожность, и инвестор продал больше нежели имел; и вторая – попадание в волну 3  - дивидендные акции на удивление вяло, с большим отставанием от акций роста, отрастают в эту фазу.

 

Можно провести забавный мыслительный эксперимент и наложить мои циклы долгосрочного инвестора, описанные в прошлой статье, и поведение Портфеля на модели Эллиотта. Рискну предположить, что колл-опционы долгосрочный дивидендный инвестор против своего портфеля может успешно продавать находясь в первой и четвертой крайностях.

 

Возвращаясь к вопросу, вызвавшему эту двойную статью, а именно, как разжиться деньгами, если вдруг они нужны, а акции продать можно только очень дешево, скажу пару мыслей. Во-первых – не тупите и научитесь все-таки планировать свою финансовую жизнь – это я не мог не сказать, это основа основ. Во-вторых, если вы уже года три инвестируете, то зарплаты снижают, увольнения проходят и жильцы съезжают, как правило, на переходе от 4 к 3 крайности (прошлая статья) – и денег в этот период еще много, а акций мало. Жалко тратить деньги на залатывание дыр, а не на акции, но как раз в этот период продажа опционов против портфеля выглядит вполне уместной. НО! Вполне уместной, если вам будет достаточно в месяц 1-2% от вашего капитала, который участвует в инвестициях. То есть, если у вас на брокерском счету 100 000 долларов и вам нужна срочно 1-2 тысячи перебиться на месяц – никаких проблем. Если вам понадобилось 50 000 – опционы не помогут.

 

Мой риск-менеджмент при продаже колл-опционов против моего портфеля заключается в продаже 1 колл-опциона экспирирующегося через 4-3-2 недели на 2 страйка выше текущего значения Индекса РТС на каждые 5 000 долларов моего портфеля, при наличии кэша не менее 20% от текущей цены портфеля.

 

Вот и все, что я сегодня могу сказать про опционы для долгосрочного инвестора в дивидендные акции. Обещаю, в ближайшие полгода не писать ничего, что потребует от меня использования такого количества нерусских слов.

 

 

комментарии |


за все время

за все время
за сутки
за 3 дня
за 7 дней
за 30 дней
  • Alexey Myasnikov
    4 июня 2012 в 08:29
    Господи, с акциями-фьючерсами давно освоился, про опционы половины не понимаю: деньги с брокерского счета трогать нельзя ведь?! Если  срочно надо предлагаете спекульнуть опционами на 1-2% от счета, а раньше где-то писали, что на падении 2008 года опционами чуть ли не удвоили кеш?! То есть, когда стоимость портфеля падает, чтобы не расстраиваться - рекомендуете спекулировать?
    • ОК Alexey Myasnikov
      4 июня 2012 в 08:40
      :) нет. спекулировать не рекомендую никогда.
      в 8 году я только осваивал тему фьючерсов и опционов. та стратегия, которую я использовал, помогла заработать наличность и благодаря покупкам на эту наличность на самом дне (как позже выяснилось) рынка, счет был значительно увеличен. могло произойти и прямо противоположное - запасы наличности могли быть проиграны на рынке производных. повторю, на всякий случай, трейдинг, особенно трейдинг с инструментами чувствительными ко времени (фьючерсы и опционы) -удел профессионалов. я никому не советую спекулировать,  тем более для того, чтобы не расстраиваться.
  • Denis Marhotko
    4 июня 2012 в 08:47
    На smart-lab Вы писали, что продавали еще и опцион пут, образуя проданный стрэнгл, а так же хэджировали фьючем на индекс и на валютную пару рубль доллар. Что то изменилось на данный момент?
    • ОК Denis Marhotko
      4 июня 2012 в 09:06
      на данный момент я не продаю опционы уже почти год, не произвожу манипуляции с фьючерсами больше года. почему? потому что я занят другими делами, я купил землю и строю дом уже полгода как, а до этого полгода искал где купить :) я на вОкруг да ОкОлО писал много раз, что спекулятивные манипуляции с производными - профессиональная работа, которая требует времени, внимания, специального устройства психики и опыта. у меня есть и опыт и гибкая психика, но в настоящий момент мое время и внимание заняты более приятными для меня вещами.
      чтобы не искали по смарт-лабу другие люди, напишу здесь немного деталей. когда я осваивал производные с целью хеджировать свой портфель акций, я нашел для себя следующую стратегию: продажа широкого стренгла в опционах на интдекс РТС с месячным сроком жизни против простейшей трендследящей тактики во фьючерсах на индекс РТС. недостатки этой стратегии: 1. она ничего не хеджирует, это самостоятельная стратегия 2. проданный стренгл время от времени (где-то в половине случаев) требует роллирования на последней неделе жизни - эта операция требует быстрой реакции, трезвого расчета и некоторого опыта 3. трендследящая стратегия во фьючерсах требует почти ежедневного мониторинга, последовательности и крепких нервов. достоинства этой стратегии: в среднем по году +4% в месяц доходности - как по мне, так достаточная плата за ежедневное отслеживание рынка, если нет других более полезных для здоровья и приятных занятий в жизни. если есть вопросы о том как хеджировать свой портфель акций производными инструментами, это тема не на комментарий, а на статью. и мое мнение таково: в принципе хорошо диверсифицированный портфель дивидендных акций в хедже не нуждается.
      • sergey_sub ОК
        5 июня 2012 в 15:11
        "если есть вопросы о том как хеджировать свой портфель акций производными инструментами, это тема не на комментарий, а на статью."
        Вопросы есть. Хоть и через пол года, но буду ждать продолжение темы хеджа.
        Статьи про опционы прояснили некоторые вопросы. Начал понимать, когда же их надо продавать. :) 
        Всегда интересно услышать про личный опыт, а то в интернете много чего есть, а ещё больше чего здесь нет...
        Спасибо за сайт и Ваш просветительский труд. 
        С первых статей решил открыть счет и начал прикупать акции.
        Стратегия инвестирования была сформулирована так просто и так ясно, что даже мне стало понятно что, когда и сколько. :)
        Начало начато.
  • Pavel-1
    4 июня 2012 в 10:35
    Олег, что-то Вы увлеклись опционами. Боюсь, что эти статьи, не смотря на Ваши призывы, могут побудить Ваших читателей к спекулятивным действиям. А вопросы по этой теме будут уводить Вас все глубже и глубже в сторону от основной идеи данного сайта. С нетерпением жду продолжения статей по изначально установленной данным сайтом теме: анализ и выбор компаний. Тем более рынок сейчас проседает и есть возможность прикупить бумаги по хорошим ценам, если конечно не появились изменения в стратегии. Вот сейчас удалось прикупить Красэсб пр. по целевой цене 2,50 руб.
    • Григорий Pavel-1
      4 июня 2012 в 11:07
       Абсолютно согласен с Павлом. Тема конечно интересная - в смысле познания бытия, но мне кажется, что Вы действительно чуть сбились с основного курса :-), хотя, как говорят "хозяин-барин".

      Оффтоп: Как стройка - стены уже начали возводить? Да и из чего дом? Чисто профессиональное любопытство. :-)
      • ОК Григорий
        4 июня 2012 в 11:57
        :) закругляюсь с производными :)
        пока до стен далеко. дом планирую из ракушки строить.
        • Григорий ОК
          4 июня 2012 в 12:22
          Ну, что же логично. Вся старая Евпатория из этого. Мне очень понравилось гулять по старому городу - симпатично. А межэтажные перекрытия по деревянным балкам? Просто считается, что он не заводской материал, и на смятие не очень хорош(типа сборные перекрытия из плит только по армопоясам ну и еще кое-что). Обычно когда строят в сельской местности смотрят, как сделано у соседа и стремятся учесть все косяки(я даже для себя в свое время ввел термин этнические дома по аналогии с этнической одеждой(именно она наиболее приспособлена к условиям - как говориться проверено временем)).
    • ОК Pavel-1
      4 июня 2012 в 11:56
      надеюсь все же, что не возбудят. думаю, что тема мной раскрыта и больше к ней возвращаться не планирую. 
      поздравляю с Красэсб пр. :)
      • Белоусов Алексей ОК
        4 июня 2012 в 12:37
        А это как-то может быть связано с тем, что сегодня (04.06.20012) собрание акционеров, на котором уже точно решили не выплачивать дивиденды за 2011 год? Я пробовал найти информацию о результатах собрания, пока так и не нашел..
        • ОК Белоусов Алексей
          4 июня 2012 в 12:43
          думаю, что это рыночные колебания, акция малоликвидна. кто-то вышел неаккуратно - рынок припал. народ выходит из сбытов на всякий случай. решение сов. директоров собрания акционеров обычно не отменяют...
          • Белоусов Алексей ОК
            4 июня 2012 в 13:12
            понятно, спасибо, как раз было интересно, насколько связано решение сов. директоров и решение собрания акционеров. значит, видимо , совпало.  
  • Luck_cky
    4 июня 2012 в 13:50
    Олег, спасибо за статью! Пока про опционы понял только одно: рано мне туда лезть.
    • Денис Браиловский Luck_cky
      4 июня 2012 в 14:09
      Совершенно с вами согласен - прочтение последних двух статей у меня вызвали похожие ощущения о том что рано туда лезть. А может и вообще не стоит =)
      • ValuaVtoroy Денис Браиловский
        4 июня 2012 в 20:31
        Думаю, что не стоит. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
      • Luck_cky Денис Браиловский
        5 июня 2012 в 08:24
        Со временем всё-таки нужно расти и нужно будет ознакомиться подробнее. Но не сейчас точно)))
  • иван Соколов
    4 июня 2012 в 15:34
    Олег,  как Вы относитесь к  таким бумагам, как ЛенЗолото п,
    Мечел ап ? у них вроде бы подходящая вам див. доходность
    • ОК иван Соколов
      4 июня 2012 в 16:25
      меня смущают пока долги у Мечела и неясные перспективы черной металлургии, какая-то интуиция у меня необъяснимая, что надо подождать и отсутствие активов у Лензолота, и то что старые умные жучары американские последние два года выходили из добычи драгметаллов, уже полгода, как долгосрочные инвесторы большие покинули отрасль... в общем, хорошо отношусь, но что то шепчет в третьем ухе - не лезь :)
      • valfoam ОК
        7 июня 2012 в 01:34
        Чиаю новости на сайте Мечел групп, я не профи, но меня настораживает факт выплаты 30% примерно дивов при не самых великолепных показателях деятельности. Но от 30% дивов я бы не отказалась в любом случае :-)
        На сегодняшний день предполагается, что лицензии у Мечела отзывать не будут, и долг они хотят сокращать. Посему я с Мечелом рискну-таки. Процентов 5% портфеля пусть будет Мечел ап, риск не столь велик.
        • ОК valfoam
          7 июня 2012 в 07:31
          разумно.
        • suloa valfoam
          7 июня 2012 в 09:14
          Добрый день. Немного статистики Мечел пр.: див за 2008 - 50,55; див. за 2009 - 3,29; див. за 2010 - 26,21 (по данным отчета Мечела) - Итого средняя 26,668. Если полагать 5% от всего портфеля - то тогда диведенды желательно больше 20% - получаем 133,34 (текущая цена 155 а минимум был 148). Вывод: покупать еще рано. Как я понимаю реестр деражателей уже закрылся.
          Если учесть выплаты за 2011 г. - 31,28 (сайт РБК http://quote.rbc.ru/news/emi...), то получаем среднюю за 3 года - 20,26. Значит покупка оправдана от 101,3.
        • suloa valfoam
          7 июня 2012 в 11:34
          добрый день. Немного статистики по дивидендам Мечел пр.: 2008 - 50,55; 2009 - 3,29; 2010 - 26,21 (информация из ежеквартальных отчетов). Итого средняя 26,668. Если 5% от портфеля - то тогда надо брать из расчета 20% - получаем 133,34.
          Добавляем данные за 2011 - 31,28 (по данным РБК). Средня за последние три без учета 2008 - 20,26, тогда получаем справедливую цену - 101,3.
          Текущая цена утром - 155. Минимум был - 148.
          • valfoam suloa
            8 июня 2012 в 00:49
            В Ваших рассуждениях рациональное зерно есть, безусловно. Но когда стало известно, что никакие лицензии у них отзывать не будут, аналитики РБК дали хорошие прогнозы роста по Мечелу. Хотя и признают, что инвестиции высокорискованные. Ибо в целом и общем он все куда-то вниз катится... Посмотрю дальше на динамику.
  • alex-8-4
    4 июня 2012 в 21:14
    Олег, вы писали, что сдаете 2 объекта недвижимости в Москве, а сами проживаете на данный момент в Украине. Не могли бы вы подсказать, каким способом удобнее собирать аренду, следить за состоянием жилья, или каждый месяц приходится посещать столицу?
    • ОК alex-8-4
      4 июня 2012 в 21:58
      аренду собирают или друзья-родственники или она перечисляется арендатором на счет - нет особых проблем. следить за состоянием не получается, поэтому берем залог...
  • Неизвестный комментатор
    5 июня 2012 в 14:13
    Меня не покидает смутное ощущение, что в этой статье должны быть картинки, которых у меня почему-то нет. Это так или я не прав?
  • Pavel-1
    6 июня 2012 в 14:53
    Олег, очень ждем уточнений по стратегии, которую вы обещали в июне. Может подскажете, какие бумаги у вас на прицеле, чтобы самому их проанализировать.
    • ОК Pavel-1
      6 июня 2012 в 15:11
      да, я об этой стратегии на будущий год только и думаю... но, наверное, сенсаций там не будет особых, не вижу повода к большим изменениям. может только появится дополнительный кризисный список... 
    • ОК Pavel-1
      6 июня 2012 в 15:13
      думаю, в ближайшую неделю - две максимум приму решение и опубликую... 
      • Сергей Гадлевский ОК
        8 июня 2012 в 12:38
        Извините, может не в ту тему. Давно Вас читаю,Олег. Но чем дальше, тем страшнее. Очень много непоняток для новичков. Подскажите с чего начать изучать данную науку полным новичкам? Я прошелся по рекомендованной литературе, кое-что из этого я читал, кое-что еще впереди. Но некоторые моменты там не освещены( как-то какие акции выбирать, чем руководствоваться, как оценить компанию и т.п.) Сейчас пытаюсь осилить "Разумного инвестора", но немного сложновато. Складывается впечатление, что все-таки это не совсем букварь.  И больная тема остается все-таки. Украина...Что тут делать? вкладывать в России и терять большую часть в виде налогов? Должен же быть выход оптимальный...
        • ОК Сергей Гадлевский
          8 июня 2012 в 13:13
          "Разумный инвестор" как раз и обсуждает как и какие акции выбирать... и это не сложная для понимания книга. конечно, она требует некоторого внимания, собственного анализа и рассуждения. это вообще книга написанная Грэхемом для совсем новичков в теме, она очень упрощена... куда более сложная "Анализ ценных бумаг" возможно я с июля сделаю рубрику, что-то типа "читаем вместе" для совсем новичков, но не уверен смогу ли я упростить Грэхема - максимум на русские реалии отчасти переложу...
          про Украину и вложения украинцев в российские акции, я тут каждый день высказываюсь уже :) я не считаю налог высоким, он сопоставим с налогами (и часто их меньше) в большинстве развитых стран. я свои счета рано или поздно открою на украинской бирже и не считаю налог препятствием. основная проблема Украины, не знаю как во всем прочем, но в части инвестиций, это точно - привычка ко лжи. в Украине живет много очень честных людей, во всяком случае подавляющее число моих знакомых точно честные - проверенно жизнью и долларом. но при высоких стандартах межличностного общения у многих, почти у всех, до крайности размыты стандарты делового общения. не скажу что в России все святые, но в Украине слишком много жуликов в бизнесе - это правда, такое же засилье жуликов я только в Египте видел. я лично подожду пока. не решусь я вкладывать деньги в ситуации, когда ловкий обман - национальная доблесть. эта болезнь рано или поздно пройдет, в России же прошло. тогда мы увидим и дивидендные истории в украинских акциях и какую-то стабильность в политике правительства и компаний. вот тогда и будем вкладывать в украинские акции.
  • ii-oleg-ii
    18 августа 2013 в 10:03
    Вы доверяете теории Эллиотта? Не ожидал...
    • ОК ii-oleg-ii
      18 августа 2013 в 10:29
      я ее учитываю, так же как уровни теханализа. так как цена акции это прежде всего психология участников торгов, то стоит учитывать сожержание их ума... я так думаю порой... но инвестор, конечно, может это знание с легкостью игнорировать.... не без пользы для душевного здоровья...
      • Дмитрий_шанхай ОК
        24 сентября 2020 в 17:25
        Олег, добрый вечер!
        Если бы я мог поднимать этой техникой 1-2 % своего капитала - то точно бы уволился), но понимаю, что мозг видимо не дозрел, и скорее всего никогда не дозреет ( ну либо надо много времени и сил потратить на то, чтобы действительно осмыслить методу), поэтому пойду путем урезания расходов и повышения доходов, ибо уже хочется на пенсию) Благо маячит уже))
        Вопрос мой вот в чем: на Ваш взгляд мы переживаем 3 волну или B- корректирующую или я вообще не попал? И верно ли я думаю что сейчас 2-я крайность инвестора, следующего доходной стратегии Тактик? Какую крайность ждать далее: 3-ю или длящуюся 2-ю?
        Спасибо!))
        смотреть благодарности
  • Сергей Коломин
    2 октября 2020 в 07:38
    Олег, здравствуйте!
    Скажите, а сейчас вы используете опционы? Если да, то можно в паре предложений описать изменилась ли стратегия описанная здесь много дет назад. В смысле частоты, цели, процент успеха увеличился?)
    Заранее спасибо.