ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА

Итак, учим мат. часть.

Если говоришь на специальные темы, приходится пользоваться специальными языками для удобства как выражения, так и понимания. Финансовый словарь невелик – освоить основные понятия много времени не уйдет и труда не составит. Если что-то позабудется – найти все статьи этой тематики будет легко, да и в интернете немало толковых статей по основным финансовым понятиям.

 

Пара слов о мультипликаторах или финансовых коэффициентах (синоним). Этим длинным красивым словом финансисты называют индикаторы-ориентиры, которые помогают создать иллюзию, что бизнесы можно сравнить между собой, пользуясь объективной доступной информацией. Также на основании мультипликаторов пытаются определить настоящую цену компаний, внутреннюю стоимость. Берутся разные показатели компании, умножаются между собой или делятся, в результате получаются разные мультипликаторы.

Финансисты надеются, что сравнение мультипликаторов компаний одной отрасли между собой может показать какая компания привлекательнее для инвестора в данный момент. В этом есть разумное зерно. Допустим, у нас есть небольшая больница. Нам нужно выбрать, кого из пациентов оставить в больнице, ибо он легко и скоро выздоровеет без особых затрат, что улучшит нашу статистику и поднимет наши прибыли, а кого выгнать от греха подальше. Средняя температура по больнице 37 градусов. Наш финансовый директор больницы, поднаторевший в мультипликаторах еще с института, советует всех, у кого ниже 37, оставить, а всех, у кого выше – выгнать. Согласитесь, в этом есть разумное зерно. Но я сомневаюсь, что отношение к средней температуре нам сообщает что-то надежное про перспективы пациента. Мне кажется немного более информативным температурный график каждого пациента за последние пять лет, скажем. Но это уже тонкости, о которых мы будем спорить в комментариях. А между тем, кое-что про мультипликаторы, наверное, проясняется.

 

Вернемся к теме. Интуитивно думаю, все понимают, что такое "долговая нагрузка". Предприятие выпускает, скажем, гвозди. Весной гвозди пользуются отличным спросом – начинается и развивается много строительных проектов, где нужны гвозди, а осенью строители уже все прибили что могли и к зиме уж и вовсе никто гвозди не покупает. А предприятие работает круглый год, платит зарплату и покупает металл, чинит станки и содержит помещения. То есть, весной-летом у нашего предприятия деньги текут рекой, осенью ручеек истощается, а зимой и вовсе поворачивает вспять, ибо топить в цехах надо и склады расширять. Финансовый директор предприятия, чтобы показать, что он не зря ест свой хлеб, закрывает возникающие финансовые разрывы (финансовый разрыв – это когда наличные деньги срочно нужны, но сейчас их временно нет – не сезон) краткосрочными кредитами. Кредиты берутся и в срок возвращаются, пока кто-то где-то не допустит ошибки. Финансовый директор, получив премию и повышение, тогда реструктурирует (переоформит) эти долги из краткосрочных в долгосрочные. Ошибка тянет другую ошибку, вес финансового директора на предприятии растет, ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА растет, и вот предприятие уже работает только на пополнение оборотных средств и на банки. Где-то в середине этой цепочки пропадают дивиденды акционерам – они уходят на банковский процент и зарплату финансового директора и его быстро размножающимся заместителям и помощникам. Узнайте на досуге какой штат с какими зарплатами выделен у Дерипаски на переговоры с банками о реструктуризации долгов.

 

Мы с вами покупаем акции надолго, чтобы по ним получать дивиденды. Поэтому нам важно отслеживать что происходит с долговой нагрузкой предприятий, которые мы покупаем. У нас, с одной стороны, есть верный индикатор – размер дивидендов. Но он не всегда срабатывает. Порой место основного владельца предприятия и место его финансового директора делит одна и та же банда, простите, группа менеджеров, как в случае, упомянутом абзацем выше. Тогда она порой через дивиденды выводит свою премию до тех пор, пока предприятие не будет разорено банками. Таким образом, мы можем несколько лет получать прекрасные дивиденды, а потом вдруг узнать, что какая-то часть наших акций ничего не стоит. Ничего смертельного, но неприятно.

 

Долговая нагрузка предприятия отражается традиционно мультипликатором Net Debt/EBITDA, что по-русски читается как отношение чистого долга к прибыли.

EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) – прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений.

Net Debt – чистый долг, рассчитывается как сумма заемных обязательств минус величина денежных средств и их эквивалентов.

 

Разжую про Net Debt, это важно. Допустим, я должен Васе Пупкину 10 рублей, но у меня есть заначка 3 рубля. Какой у меня Net Debt? Правильный ответ – 7 рублей. Денежные средства – это наличные и вклады до востребования. А эквиваленты – это краткосрочные высоколиквидные вложения, легко обратимые в деньги и не несущие риска изменения ценности. То есть если бы помимо заначки мне еще Таня была должна 2 рубля до завтра, а Таня у нас во дворе котируется не хуже сбербанка, то мой Net Debt был бы 5 рублей.

 

Как видите, ничего особо сложного в этом нет. Интересный вопрос по теме звучит так: какую величину долговой нагрузки можно считать приемлемой?

Мое субъективное мнение: отрицательную. То есть, наличность на счетах предприятия должна превышать заемные обязательства. Ну если не быть таким строгим, то можно терпеть долговую нагрузку в пределах 1, то есть, прибыль одного года полностью покрывает весь долг предприятия с процентами. Но вообще-то, как когда-то сказал Баффет, брать сегодня в долг можно столько, сколько легко отдашь завтра. Мое мнение: мы можем видеть возрастание долговой нагрузки за 1 только в трех случаях: первый – бизнес гибнет; второй – основной владелец ослабляет этот бизнес, чтобы заграбастать другие бизнесы – и эти оба случая неприемлемы для разумного инвестора; и третий, последний – бизнес требует реорганизации, реконструкции основных производств, и кредиты в данный момент – лучший выбор. Последний вариант всегда сомнителен для инвестора, но в отдельных случаях может быть приемлем и даже очень выгоден.

 

А дальше давайте спорить или смотреть на реальные бизнесы, акции которых мы покупаем – смотреть, что происходит с ними и с нашими инвестициями в зависимости от различных наших подходов к мультипликатору долговой нагрузки.

 

 

 

комментарии |


за все время

за все время
за сутки
за 3 дня
за 7 дней
за 30 дней
  • Григорий
    11 апреля 2012 в 07:43
    Спасибо за статью.
    В идеале:        1 > Net Debt/EBITDA & Net Debt/EBITDA -> 0.
    :-)
    смотреть благодарности
    • ОК Григорий
      11 апреля 2012 в 08:55
      рад, что понравилась :) спасибо!
  • Неизвестный комментатор
    11 апреля 2012 в 09:13
    Интересная статья. Сложные вопросы простым языком-так держать! Спасибо!
  • vinccc
    11 апреля 2012 в 11:32
    Хорошая статья. Спасибо!
    Хотелось бы еще практическое применение раскрыть. Т.е. где смотреть эти показатели? На примере какой-нибудь компании.
    • ОК vinccc
      11 апреля 2012 в 12:54
      спасибо :) смотреть в отчетности компаний. у каждой компании есть официальный сайт, на сайте есть рубрика "инвесторам" или "акционерам". там публикуется бухгалтерская отчетность.
      я постараюсь позже сделать статью с подробной иллюстрацией. я обычно в июне-июле отчетности смотрю - тогда и напишу...
      • vinccc ОК
        11 апреля 2012 в 12:55
        Замечательно;)
  • Alexey Myasnikov
    11 апреля 2012 в 12:15
    Олег, а что думаете за "Новороссийский морской торговый порт"? Вроде большая задолженность, но они 3 года ее снижают, выручка и прибыль в разы поднялась, дивиденды исправно платят... Кстати, за прошлый год в разных местах цифры разные 0.17 и 0.023 за 2010 год. И завтра отсечка!
    • ОК Alexey Myasnikov
      11 апреля 2012 в 12:56
      НМТП мне очень нравится, как бизнес.присматриваюсь к ним, но пока он не в "списке". может включу на следующий год - надо смотреть что там изменилось за год.
  • Maxim Gavrilov
    11 апреля 2012 в 14:49
    Классная статья!
  • Неизвестный комментатор
    11 апреля 2012 в 16:13
    Олег, спасибо за сайт)
    А Мечел к какой из категорий относите? На ваш взгляд, велика ли вероятность того, что он и дальше будет продолжать загинаться? Рыночный дисконт уже 4хкратный за последний год образовался
    • ОК Неизвестный комментатор
      11 апреля 2012 в 16:33
      Спасибо за спасибо! Очень приятно.
      У Мечела долговая нагрузка выше 3 по-моему. Это вопрос из разряда "верю-не верю". Если Вы верите, что он выкарабкается - цены соблазнительные. я лично, пока на рынке достаточно бумаг по хорошим ценам и не обремененных, предпочитаю покупать их, и даже не смотрю на Мечелы с Русалами. Тем более не буду их рекомендовать. 
      • rzhevskiy ОК
        11 апреля 2012 в 16:59
        Олег, судя по сайту http://www.2stocks.ru/main/i...
        у Башнефти долговая нагрузка 3,48. Но Вы её рекомендуете.
        • ОК rzhevskiy
          11 апреля 2012 в 18:16
          там данные за 10 год. я очень люблю этот сайт, но у любого интернет источника я проверяю цифры. по моим данным у Башнефти 0, 6 - 0,7 Чистый долг/ EBITDA
          смотреть благодарности
          • rzhevskiy ОК
            11 апреля 2012 в 21:28
            А из какого источника Ваши данные? С сайта компании Башнефть скорее всего.
            • ОК rzhevskiy
              11 апреля 2012 в 22:03
              скорее всего... или с 
              http://quote.rbc.ru/exchange...
              на других сайтах часто ошибаются, а у quote это платный сервис - ребята более ответственно подходят. я сейчас не помню где брал, но цифра такая. у нефтянников только у татнефти больше единицы по-моему...
            • Evgeny Gorsky rzhevskiy
              12 мая 2012 в 13:56
              Искал на сайте Башнефти, никаких подобных данных в разделе "Акционерам и инвесторам" не увидел. Это что, секретная информация?
              • ОК Evgeny Gorsky
                12 мая 2012 в 15:58
                не понимаю как там можно не найти... 
                http://www.bashneft.ru/share...
                • Evgeny Gorsky ОК
                  12 мая 2012 в 16:12
                  Из отчета МСФО (Итого обязательства/Итого активы) - так считается?
                  6.52/13.573=0,48 - это верно?
                  • ОК Evgeny Gorsky
                    12 мая 2012 в 18:15
                    активы не равно прибыль. активы предприятия – собственность предприятия, имеющая денежную стоимость и отражаемая в активе баланса: деньги, счета дебиторов, оборотные фонды, основной капитал и нематериальные активы. вам же нужна в знаменатель прибыль до налогов. 
                    но Ваша формула так же уместна. многие так и считают. не проблема - нужно определиться что считать приемлемой долговой нагрузкой при этой формуле.
                    • Evgeny Gorsky ОК
                      12 мая 2012 в 19:28
                      Олег, в данном примере(Башнефть, отчет МСФО) прибыль до налогов за 2011г.=2.204, тогда получается 6.52/ 2.204=2.96 . Что тут неверно посчитано?
                      • ОК Evgeny Gorsky
                        12 мая 2012 в 19:56
                        я сейчас в деревне с компьютером, который не открывает pdf файлы, то есть не могу посмотреть отчет. отвечу через пару дней. хорошо?
                        я бы уточнил итого обязательства. в отчете обыкновенно включается задолженность перед поставщиками, по зарплате и много прочей задолженности, которую нам не нужно учитывать. плюс к этому из кредиторской задолженности нужно минусовать денежные средства и дебиторку. ну и так далее.
                        найдите в инете простой учебник по бухучету - это весьма полезное и душеспасительное чтение :)
                        смотреть благодарности
                        • Evgeny Gorsky ОК
                          15 мая 2012 в 06:14
                          Олег, покажите на примере, как считать.
                          • ОК Evgeny Gorsky
                            15 мая 2012 в 06:54
                            давайте, я постараюсь сделать статью или серию статей летом как считать мультипликаторы с квартальным отчетом в руках. подождете?
                        • Сергей Швайковский ОК
                          25 мая 2012 в 18:37
                          " найдите в инете простой учебник по бухучету - это весьма полезное и душеспасительное чтение :) " - Олег, какой учебник посоветуете? С большим уважением, Сергей.
                          • ОК Сергей Швайковский
                            25 мая 2012 в 19:00
                            если бы я сейчас учил бухучет, я бы просто набрал в яндексе "учебник бухгалтерский учет" и взял бы любых два курса и читал бы их параллельно. на мой взгляд, средний по интеллекту человек, вроде меня, может факультативно за два месяца вполне освоиться с принципами бухучета и впоследствии спокойно читать отчетность что называется "со словарем" - то есть время от времени справляясь в поиске в не совсем ясных местах...
                            я не знаю никаких выдающихся учебников по бухучету. если на сайте вдруг есть знатоки - может они выскажутся. мне тоже было бы полезно узнать, если вдруг есть где книга не оставляющая никаких сомнений... 
                          • Alexey Myasnikov Сергей Швайковский
                            25 мая 2012 в 21:06
                            Полностью бухучет никчему изучать.  Лучше пробуйте найти что-то вроде "как читать баланс и отчет о прибылях-убытках (форму 2)".
                            А лучше найдите знакомого бухгалтера, пару балансов и попросите показать, где прибыль, где кредиторка, где выручка, как увидеть чистые активы. Кстати, может быть сам напишу...
                        • Неизвестный комментатор ОК
                          30 июня 2012 в 18:44
                          А зачем интересно из кредиторской задолженности минусовать денежные средства и дебиторку(которые по сути являются ликвидными активами в счет погашения текущих обязательств)?
      • Kirillizator Kirillizator ОК
        16 апреля 2012 в 14:24
         За ранее прошу прощения если не в тему. Увидел знакомое название. Тут мне недавно Маман притащила желтые старые документы. В них написано что ей принадлежит определенное количество превов и обычных акций Дальвостниипроектугля. Посмотрел в инете, ныне они вошли в состав Мечел. Имеют ли эти документы ещё какую либо ценность и можно ли по ним получить акции ОАО Мечел?
        • ОК Kirillizator Kirillizator
          16 апреля 2012 в 14:35
          думаю, что Вам нужно напрямую обратиться в Мечел или к его реестродержателю.
  • Михаил Гриб
    12 апреля 2012 в 18:58
    На Вас ссылаются уважаемые люди, поменяйте на сайте шрифт, должен быть - без засечек! Это стандарт интернета, в экрана читать невозможно! Меняется одной фразой в CSS!
    • ОК Михаил Гриб
      12 апреля 2012 в 19:12
      Это большая честь, что на нас ссылаются. Мы всегда очень благодарны за это.
      Но трудночитаемый шрифт выбран не случайно. Если Вы обратите внимание, на этом сайте используется и трудночитаемый слог для статей. Статьи написаны не стандартно, со сложными деепричастными оборотами, со сбитым ритмом внутри текста и так далее и тому подобное. Этот сайт намеренно делается не для быстрого чтения, а для медленного думания.
      С Вашего позволения, я удалю Ваш коммент выше, который дублирует содержание этого комментария...
  • Alexey Myasnikov
    12 апреля 2012 в 20:16
    Еще вопрос: 10 лет на рынке, а в ЮКОС вкладывались? И были за это время банкротства или кардинальный отказ от дивидендов, если даже в кризис по Вашим данным было лишь снижение прибыли...
    • ОК Alexey Myasnikov
      12 апреля 2012 в 21:04
      ага :) вкладывался :) он у меня немного откушал от годовой прибыли, но благодаря диверсификации убытков по году не было. 
      были конечно, и банкротства и кидали с дивидендами. поначалу ерепенился и переживал. а сейчас чувствую себя как ледокол :) караван идет - собаки лают... вон, корссис снят с торгов - у меня была и остается эта бумажка - не успел продать - а счет даже не дрогнул. она мне во-первых почти все вернула дивидендами, а во-вторых для моего счета она маленький эпизод не влияющий на картину. кризис - эпизод покрупнее, но пережив один, и осознав какое это доходное дело, с нетерпением ждешь следующего... 
      очень советую всем кто начинает: выберите себе стратегию с умом и потом просто дайте этой стратегии сделать свое дело. с каждым годом инвестирования Ваш счет будет все менее чувствителен к неприятностям. не стоит и с самого начала переживать ...
      • ii-oleg-ii ОК
        17 августа 2013 в 18:44
        А с какого года вы начали применять именно дивидендную стратегию. С самого 2002 ?
        • ОК ii-oleg-ii
          17 августа 2013 в 22:04
          сначала купил все в чей бизнес верил, а за пару лет распробовал дивиденды....
          • ii-oleg-ii ОК
            18 августа 2013 в 10:13
            А по какой тактике цену покупки определяли с 2002 по 2004 годы?
            • ОК ii-oleg-ii
              18 августа 2013 в 10:27
              я тогда на цену не смотрел. у меня была несгибаемая уверенность, что Россию ожидает экономический расцвет и надо в этом участвовать. в принципе сейчас очень похожее время, но опыт и знания порождают жадность :)
              смотреть благодарности
  • Евгений спекулянт
    15 апреля 2012 в 10:20
    спасибо вам, Олег, за отличную статью. ваш сайт только нашёл и сразу подписался на twitter. понравилось то, как вы простым языком всё объясняете, например насчёт той  же  фундаментальной оценки предприятия. в теории я  понимаю как это и что это, но когда доходит до работы с мультипликаторами не всё понятно. на рынке я полтора года и сейчас занимаюсь кратко- и среднесрочными спекуляциями, но в будущем планирую перейти на долгосрочные инвестиции. ваш десятилетний опыт впечатляет и будет мне неким образцом. ещё раз спасибо за сайт.
    • ОК Евгений спекулянт
      15 апреля 2012 в 10:44
      спасибо за отзыв и за добрые слова. постараюсь и в дальнейшем не опускать планку :) и вам желаю всяческих успехов!
  • vansha_i
    29 мая 2012 в 12:39
    Олег, а почему в расчете мультипликатора используется EBITDA? Ведь о сомнительности данного показателя очень много говорят... Может стоит учитывать вместо него чистую прибыль? так, по крайней мере, более объективно будет видно как быстро компания может погасить имеющийся долг.
    И еще вопрос - иногда используется коэффициент долг/капитал, можете подсказать что в данной ситуации подразумевается под долгом и капиталом?
    • ОК vansha_i
      29 мая 2012 в 16:31
      у данного мультипликатора только мне известно 5 способов расчета. я описал тот которым пользуюсь я. можно считать отношение к чистой прибыли - не вижу криминала, даже напротив - много плюсов. вообще считать можно как угодно - важно сформировать точку зрения на результат подсчета.
  • Oluwka Zaika
    31 июля 2012 в 11:56
    Очень понравилась Ваша статья. Прочитав комментарии, решила разместить  ссылку на Учебник по бухгалтерии для начинающих - все очень просто. Надеюсь, кому-нибудь пригодится :)
    http://www.finbuh1c.ru/...
    смотреть благодарности
  • Eddi_1
    15 августа 2012 в 00:21
    В письмах из министерства пришла такая формула:  Умеренная долговая нагрузка( отношение суммы краткосрочных  обязательств и долгосрочных обязательств к прибыли от продаж)   На эту формулу можно рассматривать как финансовый коэффициент?
    • ОК Eddi_1
      15 августа 2012 в 09:25
      можно и так считать на мой взгляд.
  • Даниил Барабанов
    14 марта 2013 в 20:47
    Олег, здравствуйте! У меня 2 вопроса, надеюсь, что Вы ответите на них.
    Предположим я открыл балансовый отчет. Там есть активы, пассивы, собственный капитал и т.п. Net Debt мне как посчитать?
    И еще вопрос, почему берется EBITDA, а не чистая прибыль?
  • ii-oleg-ii
    17 августа 2013 в 18:57
    Напишу как я считаю долговую нагрузку, может кому пригодится.

    1. Отягощена ли долгами: Краткосрочные
    обязательства + долгосрочные обязательства
    / чистая прибыль

    Менее 3-х это хороший показатель,
    больше плохой. На крайний случай до 5
    можно.

    2. Долг в % от капитала:
    Долг долг + Кратк долг / Капитал * 100
    Менее 35% - это хорошо, до 50% нормально, больше плохо

    3. Текущие активы / Краткосрочные обяз
    Должно быть больше 1.



    Больше всего я уважаю первую формулу, остальные использую как вспомогательные.
    смотреть благодарности
  • ii-oleg-ii
    17 августа 2013 в 19:45
    Кто хочет научиться читать бухгалтерскую отчетность, советую книгу "Уоррен Баффет рекомендует. Как найти идеальную для инвестора компанию". Там все самое основное про бухгалтерские отчеты. И все доступным языком.
    • ОК ii-oleg-ii
      17 августа 2013 в 22:05
      интересно, почитаю. спасибо!
      • Grigory ОК
        6 февраля 2016 в 22:12
        Олег, читали? Вот может ее почитать?
        • ОК Grigory
          6 февраля 2016 в 22:51
          почитайте. хорошая книжка.
          • Grigory ОК
            6 февраля 2016 в 23:16
            Спасибо. У меня сейчас к прочтению Уоррен Баффет. Лучший инвестор мира. Потом куплю Разумного инвестора и вместе с ней тогда уж ее. Пока думаю этих 3х книг будет достаточно. А в книге Уоррен Баффет. Лучший инвестор мира. нашли для себя интересные вещи? Если не вдаваться в Вашу неприязнь к Баффету, как к личности. Все же биография) Решил ее прочесть самой первой)
            • ОК Grigory
              6 февраля 2016 в 23:54
              Я бы советовал начать с Грэма. Баффет постоянно ссылается на "Разумного инвестора" - и не освоив его Вы не будете понимать о чем у Баффета идет речь. Биографическая книга про Баффета неплохая, почему бы ее не прочитать...
              • Grigory ОК
                7 февраля 2016 в 12:56
                Спасибо!
  • Alex L
    18 сентября 2013 в 13:11
    Олег, как манны небесной, ждем стати "как считать" ваши мультипликаторы из реальных квартальных/годовых отчетов. На примере какой нибудь компании или 2х.
  • Alex L
    18 сентября 2013 в 14:55
    В общем понятно то, что ничего не понятно.
    Берем пример баш нефть. http://www.bashneft.ru/share...
    2 отчета за 4кв 2012г. MD&A и МСФО
    В MD&A четко прописаны EBITDA и чистый долг. Итого имеем 0,78 показатель (78 018 / 98 690).
    В МСФО чистый долг рассчитываем как "обязательства - денежные средства и их эквиваленты" (это 215601-20104=195497) / на прибыль до вычета налогов (72984) имеем 2,67 показатель.
    Где я не прав?
  • ii-oleg-ii
    15 октября 2013 в 17:54
    А давайте
    разберем на примере отчетности Газпрома, МСФО 2012г годовая. А если я где-то
    ошибусь, надеюсь, Олег меня поправит.

    Net Debt/EBITDA

    Net Debt - чистый
    долг, рассчитывается как сумма заемных обязательств минус величина денежных
    средств и их эквивалентов.

    Сумма
    заемных обязательств = краткосрочные обязательства + долгосрочные обязательства
    = 3 367 045 000 000

    Величина
    денежных средств и их эквивалентов = 419 536 000 000 (эту цифру
    я нашел в оборотных активах)

    Теперь
    отминусовываем заемные обязательства от денежных средств и их эквивалентов

    3 367 045 000 000
    – 419 536 000 000 = 2 947 509 000 000

    Итак
    получается Net Debt у нас - 2 947 509 000 000

    Теперь ищем EBITDA:

    Смотрим
    графу прибыль до налогооблажения, там написано 1 511 955 000 000

    Итак мы узнали
    что:

    Net Debt = 2 947 509 000 000

    EBITDA
    = 1 511 955 000 000

    Считаем:

    Net Debt/EBITDA

    2 947 509 000 000
    / 1 511 955 000 000 = 1.94

    Получается
    Газпром немного перегружен долгами? Ведь то что больше 1, значит плохо. Или я
    неправильно считаю?
  • Grigory
    6 февраля 2016 в 11:50
    Я так понимаю, что без начальных знаний бухучета не получится хорошо отобрать акции? Надо учить
    • ОК Grigory
      6 февраля 2016 в 17:45
      Разумнее изучить не сам бухучет, а финансовый анализ и анализ бухучета.
      • Grigory ОК
        6 февраля 2016 в 18:38
        Я сегодня посмотрел отчёт башнефти) Тёмный лес вообще) Пока понятия не имею каким образом я прийду к его пониманию) У Вас случаем ещё нет поста на примере разбора какой-то из акций с учётом Ваших предпочтений? Наверное такой пример будет слишком трудоёмким и не вместится в пост разумных размеров?
      • Grigory ОК
        6 февраля 2016 в 18:51
        А Вы писали пост с таким подробным анализом? Где-то читал, что собирались. Очень хотел бы посмотреть на примере какой-либо из акций.
        • ОК Grigory
          6 февраля 2016 в 19:01
          На вебинарах разбирали анализ... На самом деле за год, пока будете гасить долги, легко освоите по любому учебнику эту тему. Это не проблема. Посты с моим анализом, и подробным, будут. Но они мало что дадут Вам для понимания, как проводить сам анализ.
          • Grigory ОК
            6 февраля 2016 в 20:00
            Да, согласен. Время есть, буду разбираться в любом случае. Все же база, на которой я буду делать дальнейшие все финансовые решения. Спасибо!
          • Grigory ОК
            6 февраля 2016 в 21:53
            А как мне попробовать самому придти к выводам на примере допустим Газпрома или Башнефти? У Газпрома Акционерам и инвесторам есть Отчетность «Газпрома» по МСФО за девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2015 года. У Башнефти не совсем понял что именно выбирать http://prntscr.com/9zujo3.... Суть отчетности у всех идентичная? У газпрома МСФО. А есть и другие?
            • ОК Grigory
              6 февраля 2016 в 22:49
              Есть российские стандарты и американские... и, наверняка еще какие-то есть. я глубоко не вдавался во все формы отчетности. Российские компании все переходят на международный стандарт - МСФО.
              • Grigory ОК
                6 февраля 2016 в 23:13
                Спасибо большое!
            • ОК Grigory
              6 февраля 2016 в 22:55
              Смотрите годовую отчетность по МСФО. Квартальная отчетность сокращенная. Когда в годовой освоитесь, квартальную будет легко понимать, а пока лучше не путаться....
              • Grigory ОК
                6 февраля 2016 в 23:13
                Так тогда и поступлю. Благодарю.
          • Grigory ОК
            6 февраля 2016 в 23:12
            Согласен. Спасибо!
  • Timka
    17 октября 2019 в 16:37
    Олег, добрый день!
    Недавно начал изучать ваш подход в отношении инвестиций.
    Тема для меня абсолютно новая, по этому идёт со скрипом.
    В данной статье пример со средней температурой по больнице в 37 градусов, на мой (ошибочный) взгляд не отражает полноту и правильность картины, если позволите то поясню.
    Температура в 37 градусов может быть как минимум в двух случаях за относительно короткий отрезок времени ( первый сразу перед началом заболевания, когда болезнь прогрессирует, а затрат на лечение ещё не было, и второй практически перед самым выздоровлением).
    Продолжайте писать и чем больше тем лучше, и огромное спасибо за возможность взглянуть на инвестиции по новому.
    • ОК Timka
      17 октября 2019 в 18:17
      Добрый вечер. Это нормально, что идет со скрипом - так и должно идти. Нужно подарить себе время на усвоение... И не надеяться, что чтения разных текстов будет достаточно. Нужно, конечно, читать, но еще важнее наблюдать сам рынок, выбирать себе акции, научиться читать баланс и денежные потоки эмитентов этих акций, научиться сохранять в портфеле нужный Вам баланс перспектив и рисков. Если Вы будете практиковать инвестиции, перечитывая время от времени тексты, которые Вас привели на рынок и учили выбирать лучшее, то со временем, лет за 5-7 Вы освоитесь и все написанное покажется не просто простым, но и наивным :) Короче: учитесь, практикуйте, не торопите себя ни в чем связанном с деньгами и инвестициями - и удача неизбежно Вас настигнет.
      смотреть благодарности
  • mne70let
    24 октября 2020 в 01:52
    Олег Васильевич, здравствуйте. При анализе отчётности в динамике, понял, что помимо оценки суммарного долга, неплохо было бы понимать, какой процент ebit идёт на обслуживание долга и какова динамика - на акционеров работает операционная выручка или кредиторов. При этом обнаружил, что такие показатели (относящие годовые выплаты по долгу к операционным показателям) не особо популярны и догадываюсь, что не просто так. Как Вы эту динамику оцениваете? Считаете что просто динамики суммарного net debt / ebitda достаточно?
    • ОК mne70let
      27 октября 2020 в 10:17
      Добрый день. Совершенно с Вами согласен. Динамика доли отходящей банкирам прибыли для меня очень важна... это для меня более важная информация, чем отношение чистого долга к операционной прибыли. Я анализирую не столько баланс сколько отчёт о денежных потоках. Могу ошибаться, но для меня распределение прибыли и различные рентабельности, и их изменения во времени - самая важная информация про эмитента.
      • mne70let ОК
        28 октября 2020 в 01:49
        Спасибо, значит буду продолжать за этим смотреть . Странно , что динамику interest payment / ebit ещё не превратили в модный мультипликатор. Все, конечно, сложнее чем цифры в скринере - у Эппл долг чистый сильно вырос за 10 лет, но это не от плохой жизни, а для ухода от налогов, если почитать про причины.