«Разумный инвестор»

Портфельная политика

 

Базовые характеристики инвестиционного портфеля обычно определяются размером активов и особенностями его владельца...

 

Мы, частные инвесторы – не паевые фонды и не банки... Государство минимально регулирует состав наших портфелей. Если мы задумали прохудить наш кошелек, так и пожалуйста, никто плакать не будет. Склонность к риску – часть характера, как и жадность с пугливостью. Этого можно стесняться, от этих качеств можно прятаться и не желать их знать. Но если вы засунули голову в огород, это не значит что окружающий опасный и чарующий мир коллапсировал до уютной песочницы, а ваше тело стало быстрым и могучим, как у страуса. Это значит только то, что вы боитесь кое-что знать о мире и о себе. А разумному инвестору полезно не просто знать себя и уметь с собой обращаться, а еще и понимать, какое воздействие характер неизбежно окажет на его инвестиционную политику. И заранее учесть свою специфику, свои тайные страсти, включить их в стратегию, чтобы иметь характер под рукой помощником, а не над головой всеразрушающим демоном... По моему опыту, размер активов не столь требователен к правильному стратегическому решению. Характер – это судьба, как говорил мой дедушка. Увы или ах!

 

 

Есть старое доброе правило: не хочешь рисковать – довольствуйся скромными доходами... Но мы с этим не согласны. С нашей точки зрения, доходность вложений должна зависеть от умственных усилий, которые инвестор прилагает для достижения своих целей... Максимальную прибыль получает предприимчивый, но осторожный инвестор, по максимуму использующий собственные мозги и навыки. Еще в 1965 г. мы писали: "Как правило, приобретение дешевых (недооцененных) акций в надежде получить высокую прибыль – менее рискованная операция, чем покупка обычных облигаций с доходностью около 4,5%"

 

Я эту мысль развивал в последний час вебинара "4 стратегии"... Я полагаю, что и большая безопасность ПИФов в сравнении с отдельными акциями так же мифологична, как и ETFов, индексных фондов и прочая.... Если в облигациях Вас может подстерегать лишь инфляция (оставим за скобками проблемы корпоративных облигаций с их риском неожиданной неплатежеспособности и правилами ликвидации юрлиц), то в случае различных фондов, инвестора подстерегает еще и менеджмент избранных спекулятивно фондов. Ошибки управляющих эмитента могут быть усугублены "ошибками выбора" менеджеров финансовых организаций. Как посчитать эти риски, как их смягчить диверсификацией? Проблема в том, что выбор инвестором подходящего ему фонда всегда спекулятивен... Кто-нибудь знает какие-нибудь фундаментальные причины, на основании которых инвестор, не потерявший разум, должен предпочитать один ПИФ другому, или один ETF другому, кроме размера комиссии за право доступа к черному ящику?

Когда Грехем писал (в 1965 году) о меньшем риске в недооцененных акциях в сравнении с облигациями, американский рынок еще не видел рисков кризиса 71-73 гг, рисков кризиса как для акций, так и валютного риска для облигаций, и не догадывался о скорой инфляции в 20% в 79-80 годах. Поразительно в Греме то, что его советы коллегам выводятся не из личных интуиций, а из разумной осторожности.

 

Ключевой вопрос: соотношение между акциями и облигациями.

 

 

Предложенный нами "основной закон" инвестиций гласит, что инвестор ни при каких обстоятельствах не должен вкладывать менее 25% и более 75% средств в акции и, соответственно, более 75% или менее 25% в облигации.

Традиционно разумным основанием для увеличения доли акций в портфеле считалось достижение рынком уровня "выгодных цен" в результате продолжительного медвежьего тренда...

... инвесторов следовало бы считать пройдохами, которые продают ценные бумаги неосторожным и незадачливым спекулянтам по высоким ценам, а затем скупают их по дешевке...

... мы не можем предложить инвесторам надежные инструкции относительно того, когда именно следует сокращать долю обыкновенных акций в портфеле до минимума (25%) или увеличивать ее до максимума (75%). Мы можем лишь настаивать на том, что в целом инвестор не должен вкладывать в акции более половины активов, если он не убежден в своей правоте и не уверен, что сумеет спокойно пережить падение рынка наподобие того, которое случилось в 1969-70 гг..

 

Драматичный поворот. Сначала великий Грем подчеркивает, что считает акции никак не более рискованными, чем облигации. И следом говорит, что никак невозможно быть уверенным, в какой момент какой актив будет вести себя доходно... И соотношение 75 к 25, в котором не важно, что занимает большую часть портфеля – для опытных и умелых инвесторов. Более того, для инвесторов с твердым характером, которые, если уж приняли на себя риск, то вытянут позицию сквозь все рыночные бури. А осторожному новичку стоит держаться соотношения 50 на 50, ребалансировать, наблюдать, учиться и познавать себя. "Мы не можем предложить инвесторам надежные инструкции" – должно быть выбито в граните перед входом в любую брокерскую контору или биржу.

 

Далее Грехем подробно разбирает процесс ребалансировки портфеля с соотношением активов 50:50 с поучительным примером из истории инвестиций Йельского университета.

 

Во-первых, данная формула чрезвычайно проста в использовании. Во-вторых, она позволяет инвестору всегда двигаться в правильном направлении. В-третьих, формула дает инвестору ощущение, что он каким-то образом реагирует на движения рынка.  Наконец, она не позволяет инвестору (и это главное) чрезмерно увлекаться операциями с акциями, когда рынок набирает опасную высоту.

 

... вообще нельзя утверждать, что та или иная стратегия гарантирует более высокую доходность, чем другие...

 

И снова Грем, как опытный инвестор, увлеченный своим делом, возвращается к проблемам опытных:

 

Весомым аргументом в пользу увеличения доли облигаций в портфеле является более высокая доходность высококачественных облигаций по сравнению с акциями сопоставимого класса.

 

Если инвестор способен действовать трезво и расчетливо, сегодня он, скорее всего, включит в портфель 25% акций и будет ждать, пока дивидендная доходность акций, входящих в расчет индекса Доу-Джонса, составит, например, 2/3 доходности по облигациям. Когда это произойдет, он восстановит пропорцию 50:50.

 

Сейчас у нас на дворе похожая ситуация. Надежные, с не облагаемым налогами купоном, облигации федерального займа торгуются с доходностью в 10-11%, а акции, сопоставимые по надежности (например, Газпром, Ростелеком или Роснефть), дают дивидендную доходность к средней цене за год в пределах 5%. Осторожный консервативный инвестор скорее будет тянуться к облигациям либо пока цены на акции не снизятся до хотя бы 8% дивидендной доходности, либо пока не снизится доходность облигаций до той же цифры. И тем не менее, следуя логике Грема, помня, что мы никогда достоверно не можем предсказать будущее ни одного актива, опасно и самонадеянно полностью покидать акции, концентрируя все 100% портфеля в облигациях. Еще более рискованной представляется стратегия портфеля без облигаций, с концентрацией капитала в двух-трех акциях, дающих сравнительно бОльший дивидендный доход.

 

комментарии |


за все время

за все время
за сутки
за 3 дня
за 7 дней
за 30 дней
  • Vadim
    5 августа 2015 в 15:00
    Отличная статья!
    Большое спасибо Вам!
    • ОК Vadim
      5 августа 2015 в 18:24
      спасибо!
  • Александр
    5 августа 2015 в 15:03
    Индекс по-тихоньку растет..Вообще есть большая развилка между дивидендной стратегией и индексной. Так 1 доллар, вложенный в индексный фонд Vanguard S&P500 принес 420 долларов за 40 лет. Доходность поражает.
    Может быть дивидендная стратегия не так эффективна на промежутке 15-30 лет?
    • nike Александр
      5 августа 2015 в 17:05
      А еще подобные примеры индексной доходности у вас есть?
      • Александр nike
        5 августа 2015 в 17:52
        Индекс "ММВБ 10" за 15 лет вырос на 943%
        • nike Александр
          5 августа 2015 в 17:58
          Ок, допустим. Но Олег пишет что его капитал за последние 10 лет вырос в 20 раз. При этом вложения у него только в российский рынок.


          ps если я ничего не напутал.
          • Александр nike
            5 августа 2015 в 18:10
            Мне прежде всего интересно мнение Олега.
            Но если мы ведем многостороннюю дискуссию, то какое же ваше личное мнение, исключая цитирование?
            • nike Александр
              5 августа 2015 в 18:23
              Мое мнение: гибкий подход. Нельзя замыкаться на одной какой то стратегии.

              Ровно как и на одном рынке. В этом вопросе не понимаю Олега. Придет опять социализм и как говорит Олег "ну значит пойду опять работать" - может и не случиться. Т.к. приходит новый строй обычно на волнах кровавых рек. Человеку знающему законы капитала захочется сбежать. Как и делали в 17ом году. И в этом случае будет очень кстати зарубежный капитал, который на подобные случаи надо взращивать сейчас.
    • ОК Александр
      5 августа 2015 в 18:25
      через 27 лет посчитаю что получилось у меня :)
  • Сергей-1
    5 августа 2015 в 16:21
    Олег, а как смотрите на стратегию "Портфель Лежебоки" Сергея Спирина?
    Он предлагает делить не только на акции и облигации, но еще и добавить драг.металлы (в основном золото).
    • ОК Сергей-1
      5 августа 2015 в 18:29
      Я считаю ее самой хорошей стратегией для спокойных людей не интересующихся рынком. Лучше не встречал.
  • nike
    5 августа 2015 в 17:06
    Олег планируются ли статьи по обзору рынка облигаций?
    • ОК nike
      5 августа 2015 в 18:31
      Если откроете книжку Грема "Разумный инвестор", то продолжение главы 4 - как раз про облигации в портфеле.И еще пара глав буквально посвящена только облигациям. Я очень надеюсь до октября, если не всю книжку откомментировать, то большую ее часть...
  • Anna Balakhnina
    5 августа 2015 в 18:36
    О, класс! Рубрика "читаем вместе" вернулась
  • Александр-6
    6 августа 2015 в 12:12
    Спасибо за статью. Как часто лучше делать ребалансировку портфеля? Если изначально было 50 на 50, а при просадке рынке облигаций стало на 60%, а акций на 40%, то пора делать ребалансировку или надо было делать ее даже раньше? Или ребалансировку не нужно привязывать к пропорции, а делать ее просто раз в квартал, например?
    • ОК Александр-6
      7 августа 2015 в 15:17
      Думаю надо однозначно определиться сначала именно с подходом: делать ребалансировку только раз в определенный срок (раз в квартал, или раз в полгода, или раз в году) или делать ребалансировку всякий раз когда значительно нарушается баланс. потом стоит строго следовать ранее принятому решению. Я лично, если бы держал портфель с подобной стратегией, делал бы балансировку на стоящем и падающем рынке акций раз в полгода, а на растущем - раз в полтора года. Вот такой гибрид был бы у меня....
      смотреть благодарности
  • Sergey-1
    6 августа 2015 в 13:53
    Олег, спасибо за продолжение. Возник вопрос - Вы пишите: "Кто-нибудь знает какие-нибудь фундаментальные причины, на основании которых инвестор, не потерявший разум, должен предпочитать один ПИФ другому, или один ETF другому, кроме размера комиссии за право доступа к черному ящику?" Я правильно понимаю, что под под "черным ящиком" понимаются НЕиндексные ПИФы и ETFы? С индексными (особенно на популярные индексы типа SP500 и др) - там вроде как все прозрачно.
    • ОК Sergey-1
      7 августа 2015 в 15:19
      Да. В целом - да.... Разум говорит что да. Но мой разум не может объяснить результаты, скажем, наших индексных фондов в 2008 или в 2009 годах... Наверное это от того, что я все таки плохо знаю их кухню и правила....
  • Филипп
    7 августа 2015 в 20:50
    ура чтению и знаниям! :)
  • Григорий Васлевский
    12 августа 2015 в 08:52
    Грэм, похоже, перепутал объективный риск и субъективное восприятие риска. Что значит был уверен? А кто покупал доткомы в конце 90-х были уверены, что заработают? Или наши акции на хаях тоже были уверены или все покупали уже только из жадности?
    Конечно, самым сбалансированным решением будет соотношение акций и облиг 50/50, но давайте подумаем какие действия должен предпринять инвестор в текущей ситуации.
    • ОК Григорий Васлевский
      12 августа 2015 в 09:04
      Я думаю, что риск всегда субъективен. Даже когда реализуется негативный сценарий, который большинство воспринимает, как негативный - и, казалось бы, вот она объективность - одни теряют возможности и перспективы при реализации этого "объективного" риска, а другие их (возможности и перспективы) получают. Грэм был одним из самых смелых и отчаянных спекулянтов своего времени, он работал десятилетиями с дефолтными облигациями и акциями разоряющихся корпораций... А объективно оставил людям модель инвестирования, используемую самыми консервативными инвесторами...
      И в свете вышесказанного про объективность, полностью согласен, каждый инвестор должен найти в текущей ситуации свою объективность и позаботиться прежде всего о себе и своем капитале самым бережным и консервативным образом. Я не могу предложить модель для всех... Но, наверное, смогу предложить какой то выбор тактик для некоторого набора стратегий, что и буду делать в публикациях 15-16 годов...
  • ichneum
    2 ноября 2016 в 11:54
    Олег, приветствую! Уже полгода штудирую Ваш проект, огромное спасибо за него! Но на некоторые вопросы так и не нахожу для себя ответы:

    1. Читаю Грэма, и там речь идет о див.доходности 2-5%. Смотрю на рабочий стол пенсионера, и тоже не вижу расчетной доходности выше 10%. При этом допустим тот же депозит дает 9%. И возникает вопрос - как рассчитывается доходность акции так, что она выигрышнее депозита? Правильно я понимаю, что всё-таки в этот расчет включается в том числе и рост стоимости акции? Т.е. я купил акцию по 100р, див.доход 5р, на следующий год цена ее 150р, доход 7,5р и этот доход я считаю к цене покупки?

    2. Первый вопрос задан к тому, что пообщался со знакомым брокером, спрашиваю: слышал ли что о доходных инвестициях? Он со снисходительностью ответил: "Ты видел какие сейчас див.доходы? Там ничего не заработать". И это еще без учета инфляции (да, я помню что она для каждого своя, но по идее этот же аргумент действует и для банковских депозитов, или нет?). Я не нахожусь что ответить на этот вопрос.

    3. Как следствие первых двух вопросов, на какой реально процент стоит ориентироваться при портфеле 50/50? Читал у Ника Черри, если знаете, статью "Дивиденды: 20% в год – это реально!". Насколько Вы оцениваете реальность такого?
    Заранее премного благодарен!
    • ОК ichneum
      2 ноября 2016 в 13:18
      Добрый день. Постараюсь ответить по пунктам.
      1. Грэм пишет об американском рынке его времени. Если депозит дает 9%, то я бы ориентировался на дивидендную доходность от 6% и выше. Вы все правильно рассудили, на мой взгляд. Только я не понял с расчетом "доход считаю к цене покупки"... У Вас исходя из примера есть рост цены в 50 рублей и 7,5 рублей дивидендов - Вы заработали таким образом почти 60% прибыли, большая часть из которой бумажная. Чтобы понять какая дивдоходность будет у 150-ти рублевой акции, надо считать отчетность и понимать, держать эту акцию еще год или продавать, переводя прибыль из бумажной в реальную и реинвестируя ее в другой инструмент... Может быть, я плохо понял Ваш вопрос и отвечаю не то....
      2. :) Смешной брокер. А он сам видел? Он, наверное, считать не умеет... Сейчас идеальное время для доходного инвестора... Просто посмотрите как много акций сейчас из сверхнадежных заплатит в течении ближайшего года от 12 до 15% дивидендами к текущей цене при депозитах той же надежности в 8%. Чужая глупость или алчность не требует ответов, на мой взгляд. Я в таких случаях просто пожимаю плечами и иду дальше...
      3. Я сам статьи не читаю и никому не советую. Уровень безграмотности у журналистов такой же как у брокеров. Реально все, и 20% и 5% и 50%. Вопросов серьезных, на мой взгляд, у нормальных инвесторов два: 1. что нужно именно мне 2. в каких именно акциях то что мне нужно станет моей действительностью и когда. По распределению портфеля очень много книг. Я сам всё, что по этому поводу думаю, рассказал на Курсе "Инвестиционные стратегии и инструменты" - там два с половиной вебинара из 4-х посвящены только этой теме - она сложная и широкая. В комментарии я, увы, не сумею рассказать все важное, что в этом хорошо бы понимать....
      • ichneum ОК
        2 ноября 2016 в 14:10
        1. Стало понятнее, спасибо
        3. Не успел я на Курс "Инвестиционные стратегии и инструменты", в связи с этим кстати отдельный вопрос - что сейчас из курсов или практикумов порекомендуете?
        • ОК ichneum
          2 ноября 2016 в 14:55
          Хорошо.
          Курс этот, кстати, доступен в записи, многие проходят его сейчас - и на вопросы я отвечаю внутри Курса до сих пор... На этой странице https://roundabout.ru/2173/ВВ... в постскриптуме о доступе к нему....
          Что порекомендовать - не знаю... Я и свои то курсы решил проводить только потому, что то, что я посмотрел из доступных в сети (платных и бесплатных) меня до крайности развеселило... Как что-то толковое будет, я со своими курсами немедленно завяжу, мне они слишком дорого даются... Но, конечно, может я что-то пропустил...
          • ichneum ОК
            2 ноября 2016 в 15:23
            О! Отлично! Совершенно не приметно написано, даже после вашего предыдущего комментария долистал лишь до расписания курса, расстроился и закрыл.
      • ichneum ОК
        3 ноября 2016 в 16:21
        Попробовал ещё раз задать себе первый вопрос, и распознал в чем непонимание. У меня цель, например, получить пассивный доход 30к в месяц, если использую депозиты с 9%, то мне надо на них 4млн. Вижу цель, иду к ней. А вот при расчете с акциями не понимаю как идти. Как рассчитывать требуемый капитал для получения заданного пассивного дохода? Только на собственном опыте?
        • ОК ichneum
          3 ноября 2016 в 16:42
          Да, на собственном опыте и на расчете потенциальной доходности инвестиций минус риски... У каждого особенный темперамент и особенный стиль распределения активов, потому чужие цифры всегда солгут...
          смотреть благодарности
  • MartynovT
    3 ноября 2016 в 18:38
    Олег, а 10% на акцию это как бы условно? Т.е не важно 5 акций или 20, если они все толковые и безрисковые, то главное равномерность? Если 20 акций, то каждая по 5% от всего портфеля, 5 - то +-20% на каждую, верно?
    • ОК MartynovT
      3 ноября 2016 в 19:11
      Откуда у Вас этот вопрос? Как он к этой статье относится?
      • MartynovT ОК
        3 ноября 2016 в 22:32
        Да я просто зашел в последние комменты и таким образом спросил. Ну вопрос не стоит на самом деле Вашего ответа. Назрел более интересный. Не встречал еще такого на сайте.

        Всем нужно научиться тратить меньше, чем зарабатывать. Кто-то ведет бизнес и помимо акций успевает помогать финансово родственникам. А кому-то покупка акций дается тяжелее, за счет труда на наемной работе и не большими суммами. Это скорее про меня. У всех у нас есть родственники, почти у всех. Когда люди узнают о наличии денег у кого-то из ближайших родных, то начинаются сразу проблемы и всякие беды и просьбы помочь. Но если даже не вводить в курс дела близких людей, то все же совесть играет. Т.е накопление денег в акциях может оказаться не таким простым, когда близким людям требуется поддержка. А ведь по прошествии молодости это становится вероятнее. Возьму своего брата, он привык бездельничать, пока ему удается то там, то там подрубить бабла, но не думает о будущем. Возьму супругу, у нее сестра берет ипотеку, а это понесет много трудностей и просьб в будущем, ну и много еще нюансов. У всех есть таковые, я думаю. А это вот моя жизнь, я хочу и сыну на учебу в будущем и свою пенсию собрать... Жизнь каждого индивидуальна и мы свой выбор сделали. У всех разные ситуации конечно. Но может есть какой-то краткий совет по этому поводу?

        • ValuaVtoroy MartynovT
          3 ноября 2016 в 22:47
          См. предпоследний абзац к последней статье:
          "Эпиграф для Курса взят из Диккенса. Он о нелегкой судьбе доходного инвестора: «Ежегодный доход 20 фунтов, ежегодный расход 19 фунтов, 19 шиллингов, 6 пенсов, и в итоге – счастье. Ежегодный доход 20 фунтов, ежегодный расход 20 фунтов 6 пенсов, и в итоге – нищета».
        • ОК MartynovT
          3 ноября 2016 в 22:52
          Да. Вопрос важный. Но универсального ответа на него нет. каждый ищет свой баланс между да и нет родственникам. И в этом деле не важно, зарабатываешь наемным трудом или бизнесом... Скорее у предпринимателей вопрос стоит еще острее, ведь друзья и родственники думают, как и Вы, что для бизнесмена не проблема изъять наличность из бизнеса. А это совсем не так. Я бы советовал Вам подумать о том, чтобы представить самому себе инвестиции, как бизнес, Ваш, пусть пока и небольшой, но бизнес. Бизнесу нужен капитал, время, внимание, экономия на расходах и тд и тп...Это не отменяет, конечно, того, что Вам все равно придется находить какое-то решение, чтобы Ваш капитал не распылялся благотворительностью. У меня лично все сложилось с этим делом более или менее благополучно. Все родственники заняты делом и если и обращаются за поддержкой, то редко и по делу. С друзьями все немного по-другому... Иногда говоришь "нет", порой помогаешь... Может еще кто из читателей Вам напишет как он поступает в такой ситуации.
          • MartynovT ОК
            3 ноября 2016 в 23:59
            Спасибо. Про бизнес учту. И ведь и правда. Это самый настоящий бизнес, но прелесть его в том, что входить можно с меньшим капиталом. Только психика здесь подвержена наверное больше всего опасности, а значит в этом бизнесе только трезвые мысли и спокойные взгляды. Это деньги, которые всегда куда-то наровят понадобиться в жизни. Думать, рассуждать, делать выводы... Так понимаю всю жизнь этому учиться. Еще хочу спросить, на публичном доступе вопросы у меня порой неуместны, а какое отношение к подобным вопросам в Тактиках? Там более благоприятная для этого атмосфера?
        • АлександрК MartynovT
          4 ноября 2016 в 17:00
          У меня была такая ситуация. До того как я занялся инвестициями так как у меня большая ЗП, которая превышает все мои потребности, то всегда были свободные деньги. Друзья зная это поняли, что этим можно пользоваться. Сначала занимали на личные ситуации, дальше дошло до того, что стали занимать деньги чтобы закрывать кассовые разрывы в бизнесе. Я как бы понимал, что деньги просто лежат и мне по сути без разницы. Даже находил плюс в том, что если я их отдал в займы, то не потрачу. Собственно поэтому я и занялся инвестированием, чтобы пристроить с выгодой свободные деньги. Но зато теперь все свободные деньги, как только появляются сразу переходят на брокерский счет. А что-то продавать для того чтобы дать деньги взаймы это просто невозможно, это табу.
          А маме, например, я просто каждый месяц перевожу фиксированную сумму.
          • MartynovT АлександрК
            4 ноября 2016 в 19:58
            Да, мне наверное нужно еще и о смене работы подумать. Тут банально даже порой совсем все туго.. Но понимаю, что нкжно найти выход и деньги на пополнение постоянно брокерского счета.
        • ichneum MartynovT
          4 ноября 2016 в 20:45
          Попробуйте первое время относиться к откладыванию на инвестиции как к обязательным платежам. Т.е. не свободные деньги - хочу трачу, хочу инвестирую, а именно как платеж, такой же как коммуналка. И смысла особо распространяться о том, что вы это делаете нет - из вашего рассказа следует, что вряд ли это вам обеспечит поддержку, а вот сбить с пути - запросто. А с родственниками, нужно очень тактично, но методично доносить, что кредиты зло(за некоторым исключением), что обманывая банк, они в первую очередь обманывают себя (например, завышая ЗП, чтобы согласились поставить платеж в размере 50% от реальной ЗП). Обязательно пояснить как правильно пользоваться кредитками (если они пользуются, если нет, то уберечь). А то видел вариант - потратили весь лимит, вносят каждый месяц обязательный платеж, а потом снова тратят остаток лимита, т.е. если не рассказать, что происходит, они вечно будут платить кредит.
        • Анжелика MartynovT
          4 ноября 2016 в 21:26
          Стоит у банка еврей и торгует семечками. К нему подходит мужик и просит:
          - Слышь, дай мне немного денег! Я отдам.
          Еврей:
          - Не дам.
          - Ты чо, хочешь сказать, что у тебя денег нет?
          - Деньги есть, но у меня соглашение с банком. Они не продают семечки, а я не даю кредиты.