ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ

Вчера получил замечательный комментарий к прошлому посту про психологические проблемы. Там вообще переписка в комментах получилась много интереснее самой публикации.

Вот что Анатолий пишет:

 

Олег, вот есть практика а есть теория. Теоретически вы правы начав с 20 лет откладывать и инвестировать к 80 можно стать состоятельным "кротом" :))) Но практически таких людей нет. Я не знаю ни одного человека который преуспел таким образом, хотя как то слышал про бомжа у которого после смерти в матрасе были найдены накопленные им миллионы долларов. С другой стороны у меня много примеров людей которые напором, прорывом и риском сформировали себе капитал. Уверен есть периоды у каждого мужика когда не просто можно а нужно рисковать что бы преуспеть и такие возможности у каждого открываются помногу раз скажем лет этак до сорока. Неужели вы этого не видите, неужели ваш жизненный путь об этом вам не говорит??? Монотонно это скажем после сорока когда "добыл" уже капитал, когда не потерять а сохранить, когда консервативно, когда есть что терять. Рекомендую для проверки найти 80 летнего мужичка и спросить нужен ли ему 1 млрд тугриков и вы услышите что уже нет и что отдаст он его наверное любимой внучке или внуку....

 

Полагаю, что эта точка зрения очень распространена. И полагаю, что именно она виновница массовой бедности в наше сытое время. Я сам так думал "в молодости", то есть где-то до 35 лет. Более того, эта точка зрения полагается обязательной частью "предпринимательского духа". Напор, рывок, прорыв, риск – знакомый по деловым журналам и мальчишеским разговорам лексикон.

Мне всего 46 в настоящий момент. До 35 я был совершенно уверен, что богатство приходит силою "рывка", воли и удачи... Что жизнь, конечно, преподнесет не один раз счастливый случай, каждый из которых способен дать в руки капитал и полностью переменить мои обстоятельства. Ну, а уныло копить – дело неудачников, жлобов и тупиц, которые и в 70 лет, отказывая себе во всем молодом и задорном, будут чахнуть над златом в матрасе. А зачем в 70-80 человеку деньги? Ведь женщины ему уже не нужны, понты его смешны, да и вообще в этом возрасте жизни нет... Тут та же история, как с 16-тилетними, которые искренне полагают, что после 30-ти жизни нет... Но за 46 лет я видел много житейских историй и парочкой из них могу здесь поделиться.

Раз мы начали с бомжей с золотыми матрасами, вот вам про бомжей. В конце прошлого века и начале нашего, я снимал двушку на проспекте Мира (Москва), почти у самого Рижского рынка, напротив офиса БКС. Не знаю, есть ли сейчас там офис БКС... Работа же моя включала в себя, помимо собственно работы, ежедневные две-три встречи с разными людьми в ресторанчиках вокруг Кремля, в том числе в бывшем Интуристе, сейчас там Ритц-Карлтон, говорят. И на проспекте Мира и у Интуриста обитали свои бомжи. Я, юноша воспитанный на русской классической литературе, конечно, не мог не иметь интереса к "деклассированным элементам". Ибо, что цыгане у Достоевского – то бомжи в наше время.

Так вот – в офис БКС каждую неделю (или почти каждую неделю) заходил один и тот же оборванный тип с ворохом грязных газет в кармане потрепанного пиджака. Он приносил на свой счет то 100 рублей, то 1000, сущие копейки по моим тогдашним представлениям. Он был не прибандитским бомжом, так сказать, вольным стрелком в толпе у Олимпийского. Вряд ли он, шугаясь бизнес-бомжей, делал большие деньги. Но он не верил в удачу, читал старые Ведомости (или что тогда писало котировки) и приходил в офис БКС с заказом купить ему то ту, то другую акцию. Те, кто это наблюдал – смеялись над бедолагой, и история начала ходить из уст в уста. Я же был "умным и продвинутым" высокооплачиваемым идиотом, который считал, что с суммой меньше 20-30 тысяч долларов в инвестициях делать нечего – и тоже посмеивался. А мужик ходил раз в неделю как заведенный. С найденной и выторгованной мелочью.

У Интуриста сидел другой крендель. Этот знал, что почем. Он верил в удачу, был храбр, умен и ловок. Я любил по понедельникам перекинуться с ним парой слов за жизнь... Он самостоятельно договорился с местной братвой, с охраной Интуриста и милицией. Жил в самодельном сарайчике прямо во дворе гостиницы. И имел с тупых интуристов по штуке, а то и две вечнозеленых в неделю чистой прибыли... По тем временам - невероятно большие деньги... И Б-г, очевидно, сидел прямо напротив нашего героя и улыбался ему.  В сарайчике постепенно появился шкаф с одеждой, газовый баллон и плита, у парня развивался бизнес на кредитах. В свой день рождения наш герой нанял бригаду бродячих кавказских рестораторов, небольшой самодеятельный оркестр, арендовал столики и пригласил гостей. После шумной вечеринки, о которой судачило пол Тверской, с мордобоем и пожаром, бизнес пришлось оставить, а самому на время спрятаться. Не то, чтобы это был последний бизнес на жизненном пути, моему знакомому еще пара раз улыбалась удача. Но с той же легкостью и отворачивалась. Он лет 10 назад погиб, если мне не соврали.

А парень с проспекта Мира лет пять назад купил квартиру где-то во дворах этого проспекта – больше о нем я ничего не знаю.  Видел с тех пор пару раз в достаточно приличных местах, но что он и как теперь – не знаю. Вообще, я думаю, что зря люди полагают, что мало кто идет путем накоплений. Я вам так скажу. Есть не очень умные люди, вроде меня, и о них вы знаете, что они что-то делают мудреное с ценными бумагами. А об умных никто ничего не знает. Их много. Один я знаю несколько десятков совершенно непубличных людей, хорошо живущих на умело вложенный капитал. Такие были и при СССР, тем более их много теперь. А на виду обычно оказываются люди героической судьбы – им это надо, чтобы на больницу была возможность собрать, я так думаю...

 

И вернемся к основному вопросу комментария. О чем мне говорит мой жизненный путь?... Господи, о чем он только не говорит, но это все больше вещи нелицеприятные.

Ну во-первых, мой жизненный путь мне говорит, что человек с возрастом меняется совсем не в ту сторону, которую он ожидает для себя в 20 или в 30 лет. Да, тело стареет, но и умнеет, а ум по прежнему "видит" себя вне возраста. Поверьте, в 50 лет вы будет иметь те же потребности что и в 20, если не поумнеете – а то и много большие. И потребности умных пятидесятилетних не отличаются от потребностей умных двадцатилетних... Более того, после сорока потребности обычно расширяются (люди редко бывают умны в 20). В 40 лет нужно вести  более подвижный, более наполненный образ жизни, чтобы просто хорошо себя чувствовать. И часто, к сожалению, уже нужна медицина. Поэтому мне искренне жаль спортсменов и деятелей искусства, им просто некуда ускоряться после сорока, и они с молодости нуждаются в медиках. Ускорение часто требует средств. Места, где приятно много гулять, дороги. Театры, концертные залы, тишина, комфорт и чистый воздух так же не дешевеют.

Ну а о необходимых расходах в 100 лет лучше спросите Дэвида Рокфеллера. Ему недавно (согласно слухам) в шестой раз пересадили сердце и в третий раз почку – он вам квалифицированно объяснит, зачем в старости нужны деньги.  Про бедолаг, умерших с матрасом, набитым деньгами – это истории про глупость размером с жадность, это истории про психические болезни, чтоб здоровые бедные не грустили. Не стоит эти истории держать в голове, они ничему хорошему не учат, хоть и утешают дураков. Я никогда не писал о таком, и никому такого не желал. Деньги, что Баффета, что Рокфеллера – не в матрасе, и живут психически здоровые богачи не на помойке.

А если кто-то наивно полагает, что в 30 лет жить хочется больше, чем в 80, то я посмею напомнить, что совершеннолетия мужчина достигает только в 42 года, а нервная система вместе с мозгом, если ее не убивать в молодости, имеет шанс полноценно сформироваться только к 72. По моему личному опыту могу сказать, что год от года я получаю все большее удовольствие от жизни. Но имея некоторое количество приятелей, которым сильно за 75, уже догадываюсь, что полный комплект радости доступен только индивидам с полноценно сформированной нервной системой :). Конечно, долголетие во многом плод удачи и воля тех сил, которые много могущественнее наших желаний. Но если удача вам улыбнется и вы еще поживете с десяток пятилеток, будет очень обидно тратить это время на борьбу за простые жизненные удобства. Ибо время, когда человек наконец хоть что-то понимает про жизнь и, наконец, научился извлекать из мгновения радость – драгоценно.

Во-вторых, мой жизненный путь говорит мне, что настоящая удача случается с теми, кто ее не ищет и в ней не нуждается. Настоящая удача, как красивая молодая женщина – она боится тех, кто ее громко зовет и льнет к тем, кому до нее нет никакого дела. Все желания исполняются в жизни. Но часто не так, как они понимаются поверхностным умом, но так, как они в глубине желаются. В смысле: копите и накопится, инвестируйте и получите дивиденды с купонами, ищите удачу и будете и дальше искать удачу. Ибо в словосочетании "искать удачу" главное слово, глубокое слово – "искать".

Мы воспитываемся романтиками, такова наша культура. Искать нам милее, чем пользоваться найденным. Помните смешное – "бороться и искать, найти и перепрятать"? Так вот, мой опыт говорит мне: не борись и не ищи, не будь дураком, все уже здесь. Там, где ты находишься во всех смыслах – все есть. Надо просто суметь разглядеть и этим всем воспользоваться – тогда и удача будет под рукой, урчать и тереться о правый ботинок.

Так что я остаюсь при своем: копи, инвестируй с умом, не спеши никуда и ничего не бойся. Люби и цени жизнь, свою и чужую. Никогда не ставь деньги выше жизни, но и никогда не путай желания с жизнью, не ставь желания выше денег – они равны друг другу. Сохранять капитал надо пока его копишь, ибо и 1000 рублей – капитал в умных руках. Такого положения, чтобы накопил на все, что надо, никогда не будет. Ибо что необходимо, у нас у всех и так уже есть с избытком пока мы живы и здоровы. А копим мы на то, что, может быть, надо будет, а что будет – никто не знает... только в самых общих чертах кто-то иногда догадывается...

комментарии |


за все время

за все время
за сутки
за 3 дня
за 7 дней
за 30 дней
  • Vadim
    3 июня 2015 в 11:48
    Отличная статья есть над чем подумать
    Спасибо большое
    смотреть благодарности
  • activeinvestor.pro
    3 июня 2015 в 14:38
    Спасибо за то, что делитесь своим жизненным опытом. Наверно это самое ценное, чем можно поделиться.
    • ОК activeinvestor.pro
      4 июня 2015 в 16:53
      Спасибо
      • activeinvestor.pro ОК
        9 июня 2015 в 16:32
        Олег, а можно поподробнее про удовольствия жизни в 75? Чем они лучше удовольствий в 42?
        И разве к 72 не больше шансов получить маразм головного мозга, а не сформированную личность?
        • ОК activeinvestor.pro
          17 июня 2015 в 08:46
          По моим наблюдениям, проще всего маразм получить в 15-25... Во всяком случае я мало знаю молодых людей в состоянии здравого рассудка и твердой памяти.... Ну а дальше как повезет.... Я так думаю... Во всяком случае, если сохранить здоровье, то все же полагаю, что чем старше становишься тем больше всякой глупости отваливается... и если ее специально не подбирать и обратно не натягивать, то есть шанс... есть шанс... Но спорить тут не о чем. Можно и в 42 быть идиотом, как в 20, а можно и к 72 слечь в могилу - на все это не наша воля в основном, но и наша отчасти и немножко тоже...
          смотреть благодарности
  • Дмитрий-7
    3 июня 2015 в 14:51
    Олег, спасибо за интересную статью! Можете немного раскрыть утверждение о совершеннолетии мужчин в 42 года?
    • ОК Дмитрий-7
      4 июня 2015 в 16:55
      Мне в конце 80-х, когда я увлекался организацией концертов, Кобзон сказал, объясняя какого режима должен придерживаться Цой, что у мужчины половое созревание завершается формирование голосовых связок в 42 года. Типа, после этого можно петь хоть каждый день :)
      смотреть благодарности
  • Oleg Pakhomov
    3 июня 2015 в 14:52
    просто шедеврально, спасибо, Вам, Олег!
  • nike
    3 июня 2015 в 15:23
    Согласен с такой философией. Однако вы тоже говорили что в начале вашей инвестиционной деятельности вам повезло с чем то.. то ли с акциями толи с недвижимостью. Как оцените этот момент? Удача сопутствует подготовленным?
    • ОК nike
      4 июня 2015 в 16:59
      Ну как тут оценить. Хорошо, что повезло. Но плохо было бы мне, если бы я до сих пор ждал когда повезет... Я начал инвестировать и повезло... Раза три уже повезло :) Вот ребята, которые начали инвестировать три-четыре года назад проходят трудную школу, развивают терпение, но тож не думаю, что им есть на что сердится, доход то идет.... А вот кто сейчас начинает, тому вероятно в ближайшие год-два сильно повезет... Но те, кто уже три года копит и инвестируют будут лучше готовы к подобному везению... Как тут угадать?
      смотреть благодарности
      • nike ОК
        13 июня 2015 в 12:58
        Примерно понял. Главное стать на этот путь и тогда все везения этого пути скорее всего тебя коснутся. Мне за 30, но кажется только начинаю понимать древнюю поговорку "под лежачий камень вода не течет".
        смотреть благодарности
      • MartynovT ОК
        1 июля 2016 в 10:25
        Олег, а что подразумевается под словом Повезло..Повезет..Курсовая стоимость?
  • ruFog
    3 июня 2015 в 15:25
    Супер!
    • ОК ruFog
      4 июня 2015 в 17:00
      спасибо!
  • vadim-g
    3 июня 2015 в 16:51
    Все очень правильно, мне 55 лет, инвестирую всю сознательную жить, и родители инвестировали, если можно так назвать вклады в сберкассу(других легальных вариантов не было). Пережил и постсоветскую реформу, и деноминацию, и дефолт 1998 г.( деньги были вложены в ГКО) и 2008 г. и др. более мелкие кризисы. И все равно продолжал инвестировать, учась на ошибках.
    смотреть благодарности
    • activeinvestor.pro vadim-g
      4 июня 2015 в 10:09
      Вам удалось не потерять на кризисах? Как все эти события сказались на ваших инвестициях?
      • vadim-g activeinvestor.pro
        4 июня 2015 в 12:22
        конечно были потери и очень большие, но процесс продолжается, портфель в длительной перспективе растет. Пока, не знаю, что будет дальше. В нашей стране возможно всё
    • ОК vadim-g
      4 июня 2015 в 17:01
      Ого. Очень было бы интересно узнать как дефолт 98-го года проходили. Я тогда уже внимательно за рынком следил, но сам еще не участвовал...
      • vadim-g ОК
        4 июня 2015 в 18:28
        Сейчас, может, уже смешно, но я тогда уже занимался недвижимостью, продал все и купил на все ГКО, с с доходностью, вроде 40-50% год. Никакой диверсификации, а зачем, когда такая доходность, да еще и от государства. Ну и попал. Дефолт, называется. Потом, правда, выплатили все по номиналу,(вроде через полгода), но с учетом почти 5-икратной девальвации...Правда и недвижимость в долларах тогда упала в пять раз. А до этого. в 91-м, в сбере деньги на пять-шесть машин, превратились в одно колесо от машины. Ну и что, продолжаю инвестировать, причем в России.
        смотреть благодарности
  • Джонни Деп
    3 июня 2015 в 18:37
    Ибо в словосочетании «искать удачу» главное слово, глубокое слово — «искать»...

    Всё же главное слово здесь - "удача")). Имхо.
    Ибо о настойчивости Сам Он ещё говорил: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (Матфея 7:7-8).
    • sergey_sub Джонни Деп
      4 июня 2015 в 10:21
      Я понял по другому: настойчиво инвестировать а не настойчиво искать удачу.
      И в цитате из библии не о поиске удачи речь.
      Можно искать ответ и его найти. Можно искать выход и его найти.
      Можно искать удачу и её искать бесконечно "покупая лотерейки".
      • Джонни Деп sergey_sub
        4 июня 2015 в 13:18
        Об этом я и говорю. Нет ничего плохого в том, чтобы "искать", даже наоборот, если не нашёл, значит недостаточно усилий и мозгов использовал. Или не то искал, или не по Сеньке шапка пока...

        А вот слово "удача" на мой взгляд - "главное" в том словосочетании именно в отрицательном смысле. Когда человек рассчитывает что к нему например каким-то чудесным образом 1 млн.$ прилетит, без усилий, без труда, без плана ...
    • ОК Джонни Деп
      4 июня 2015 в 17:03
      Вот и я скромно выскажусь за настойчивость.... а Он все-таки не о поиске удачи говорил, наверное... точнее не о той удаче о который мы тут шутим... хотя Спасение, конечно, большая удача...
      • Джонни Деп ОК
        6 июня 2015 в 17:39
        В этом смысле мы все здесь словно странники на этой земле))... как говорил один знакомый иностранец "как рыба на пляже"... и нам всегда будет чего-то недоставать
        смотреть благодарности
  • Gedonist
    3 июня 2015 в 18:52
    Олег, аплодирую стоя, согласен с каждым словом
    • ОК Gedonist
      4 июня 2015 в 17:04
      спасибо!
  • Александр Елисеев
    3 июня 2015 в 19:12
    Олег, спасибо. В очередной раз, подтверждение правиоьности выбраного пути. А еще деньги, в критический момент, полученные от инвестиций. Хотя сперва были мысли занять.
  • aleksmsu
    3 июня 2015 в 21:45
    Очень интересный вопрос. Последние несколько недель пытаюсь пропустить через себя (осмыслить, осознать) похожие вещи. Пока пришел к выводу, что большая удача - это когда Вы четко представляете свою цель (цель своей жизни), когда Вы осознали, что именно этот путь Ваш. Еще большая удача если Вы пришли к этому не в 65, а, например в 45 или раньше. А дорога по которой Вы пойдете в выбранном направлении у каждого будет своя, уникальная.
    Спасибо Олегу и Анатолию за интересные мысли и уникальный опыт!
    • ОК aleksmsu
      4 июня 2015 в 17:06
      Удача жить. Удача быть здоровым. Удача - нравиться людям. Удача быть полезным, или хотя бы не вредным... Удача все то что не вполне в нашей власти, а случается удачно :) Пусть она нас любит :) Но пусть мы будем равнодушны к ее чувствам :)
      смотреть благодарности
  • sekach
    3 июня 2015 в 22:45
    Олег, спасибо за то что делитесь опытом. Очень очено многого стоит.
    • ОК sekach
      4 июня 2015 в 17:07
      рад. и Вам спасибо.
  • Dominie
    4 июня 2015 в 02:53
    Мало кто помнит Корейко (с точки зрения сохранения капитала), большинство помнит Бендера: "Я бы взял частями, но мне нужно СРАЗУ!"

    Что касается меня, то путем некоторых потерь пришел примерно к тем же выводам что и Вы. Взрослею, однако...
    • ОК Dominie
      4 июня 2015 в 17:07
      здорово :)
  • Sergey Sotnikov
    4 июня 2015 в 07:31
    Разрывная статья. Олег, спасибо за ваши мысли. Жаль, что этот ресурс не встретился мне раньше. С того момента, как вы пришли к такому осознанию вашей жизни, посещали ли вас (как часто?) сомнения о "неправильности" выбранного вами курса, об ошибочности или ненужности такой финансовой стратегии?
    • ОК Sergey Sotnikov
      4 июня 2015 в 17:09
      Спасибо. Нет, не посещали... Я упрямый :) Ну и очень рефлексивный, я эту стратегию все время обдумываю, выверяю и пока вижу у нее больше плюсов чем минусов в сравнении с другими стратегиями....
  • daexis
    4 июня 2015 в 09:40
    Спасибо за статью. На мой взгляд именно так все и обстоит.
    Кстати, вставлю свои 5 копеек по поводу "пруха, удача, рывок" в бизнесе. На самом деле это все юношеский максимализм, который проходит примерно тоже после 35. Бизнес это скучный растянутый во времени процесс. И все зависит не от удачи и прухи, а от качества управления и отладки процессов внутри компании, системности всего того, что происходит внутри фирмы. Не спорю, удача тоже очень нужна, но более важно именно делать правильные вещи правильно. Очень грамотно об этом говорит г. Фридман. Скорее всего правила умеренности и отсутствия адреналина мажно распространить на все наиболее важные сферы жизни. Это же относится и к здоровому образу жизни и питанию и йоге. Делать все скучно, системно, регулярно. Без ярких эмоций, на которые хорошо ведутся молодые и горячие и которые можно потом выложить в фейсбук и инстаграм.
    смотреть благодарности
    • ОК daexis
      4 июня 2015 в 17:10
      золотые слова. надеюсь, что нас услышат и хотя бы попробуют.
    • АлександрК daexis
      1 июля 2016 в 23:41
      А подскажите Фридман где это говорит? В какой-то книге?
  • sergey_sub
    4 июня 2015 в 10:23
    "Никогда не ставь деньги выше жизни, но и никогда не путай желания с жизнью, не ставь желания выше денег — они равны друг другу."

    Звучит красиво. Олег, а можете поподробней расшифровать с примерами, как вы это видите? Похоже у меня где-то здесь затык.
    • ОК sergey_sub
      4 июня 2015 в 17:20
      это может быть очень многословно, если в деталях расписываться... но общими штрихами я понимаю эту фразу так. очень легко и по человечески понятно стать скупердяем, увлекшись цифрами... и превратить всю жизнь в накопление. отжать родственников, друзей, все отношения, радости, горе, здоровье свое и чужое в банковский счет... мы это наблюдаем сплошь и рядом. не всегда с деньгами, чаще с властью или славой. люди отжимают все живое в своей жизни в какие-то модные идеи. и тут нет разницы, становятся они бомжами с миллионами в матрасе, одинокими и нелюбимыми и нелюбящими обитателями унылых замкнутых пространств, или будут модными телеведущими, или влиятельными политиками-писателями-... да кем угодно, хоть Баффетами. жизнь для меня выше денег. не надо эксплуатировать жизнь. за нее надо благодарить и ей надо делиться и ее хранить....
      ну а желания - это мелочи. они бывают из тех что добавляют жизни и прочие. и те что добавляют, и те что прочие легко реализуются с помощью денег или более трудно реализуются усилием. тут все простая бухгалтерия. просто полезно придерживаться баланса между возможностями и желаниями, а еще полезнее удерживать между ними профицит в пользу возможностей....
      • sergey_sub ОК
        5 июня 2015 в 00:15
        Большое спасибо.
      • MartynovT ОК
        1 июля 2016 в 12:27
        Олег, а как считаете, есть 5млн - собственно стоимость нашей квартиры в Москве. Если разложить ее в акции и пока снимать что-то, то это перспективнее, чем копить на расширение? С одной стороны уже есть жилье и копи себе спокойно капитал, с другой стороны заранее известно, что жить мы хотим в доме, а не в квартире, что площадь нам не позволит в ней долго оставаться, да и при не трудовом доходе, если это позволят акции, жить в Москве точно не будем, здесь только из-за работы.
        • ОК MartynovT
          1 июля 2016 в 12:39
          Это рискованнее значительно. Если уметь уже инвестировать - то перспективнее, а новичкам я бы ни в коем случае ничего подобного не советовал бы делать....
  • Андрей Светов
    4 июня 2015 в 22:29
    Мощщная статья! Мои комплименты.
    После прочтения я у себя на страничке в ВКонтакте пост о вОкруг да ОкОлО запилил. :)
  • Дядя Артем
    5 июня 2015 в 08:18
    Мы являемся тем, что постоянно делаем. Совершенство, следовательно, не действие, а привычка.
    Аристотель.
  • Ivan Minin
    7 июня 2015 в 17:54
    Добрый день, читал ваш блог залпом т.к. понравилось, прочитал большую часть, в связи с чем появилось пара глобальных вопросов.


    Вы раньше писали только про дивидендные акции и что это эталон постепенного уверенного роста, но в 2015 у вас стати про то как вы меняете их на облигации, это как-то в корне меняет подход и я теперь не уверен что в акциях все просто. У меня лично даже знаний бух учета нет. И с чего теперь начать не понятно.


    В связи с вышесказанным есть еще один вопрос: Стоит ли лезть в эту сферу с мелким капиталом скажем 5-10 тысяч в мес я готов тратить на акции, но это потолок. К чему это может привести скажем через 10 лет в среднем по безопасной стратегии (например покупка дивидендных бумаг) ?


    Скажу честно есть желание залезть в недвижку, но вы где-то писал что это плохая идея.
    • ОК Ivan Minin
      8 июня 2015 в 08:41
      Добрый день, Иван. Я не согласен, что это меняет подход. Во всяком случае для людей, которые только начинают инвестировать - ничего не меняет. В чем проблема у меня, то есть у человека с давно сформированным портфелем. Часть акций, которыми я владею стала слишком дорогая по мультипликаторам, часть вообще выкуплена и перестала торговаться, а еще по какой-то части принципиально изменились условия работы эмитента - в общем пришлось в течение 13-14-го годов кое что распродать. Теперь я жду хороших условий для покупок. и всплывает тема облигаций, как инструмента в котором удобно и доходно провести эти скучные годы.
      Когда у Вас будет скоплен более-менее значимый по размеру капитал и его пополнение из внешних источников или прекратится или будет выглядеть рядом с биржевой доходностью как шутка или специи, Вам тоже придется обращать внимание на соотношение доходности федеральных облигаций к ожидаемой дивидендной доходности имеющихся в Вашем портфеле акций.
      Пока же, я бы на Вашем месте поступал так как описано у меня раньше... То есть - взял бы мой список из числа "наше все" - и покупал бы по нему ежемесячно на откладываемые 10 тыс рублей акции. У каких поменьше РЕ и РВ - те бы и покупал, а у каких побольше относительно других - покупал бы когда станет поменьше. Эти индикаторы очень просто отследить на h25.ru.
      Я бы лез в это дело с любым капиталом. Возможность откладывать в месяц 10 тыс. рублей - это, на мой взгляд замечательный шанс. Сколько у Вас будет денег через 10 лет, если Вы будете каждый месяц покупать акции я точно сказать не могу. В чем я уверен так это в том, что их у Вас будет намного больше чем есть сейчас. Со мной, во всяком случае, именно такая история приключилась... Если у Вас получится как у меня, то лет через 10 у Вас, вероятно будет скоплено и инвестировано миллионов 5-6... Лиха беда начало :)
      Я не верю в рост цен на недвижимость в обозримом будущем, как в рост доходности недвижимости... Но я могу и ошибаться, понятное дело....
      • vadim-g ОК
        8 июня 2015 в 17:49
        Последние 8 лет недвижимость дает отрицательную доходность с учетом инфляции. С тенденцией дальнейшего снижения цен. Это в рублях. В долларах примерно цены упали в 2 раза(без учета инфляции)
      • Ivan Minin ОК
        8 июня 2015 в 20:48
        Ммм, интересно, спасибо за полноценный ответ) Значит не все так печально как я думал, теперь на счет облигаций стало понятно)

        С 5 млн доход, если под 7% то примерно 350 тысяч / 12 мес = 30 тыс в мес. Верно?

        А не подскажите как примерно вышло 5 млн? Я тут очень грубо прикинул в Exel с доходностью в среднем 7% у меня к 10 годам только 1,5 млн. накапливается с учетом 100% реинвеста. https://docs.google.com/sprea...

        скорее всего я не правильно считаю.


        У меня совсем нулевые знания рынка поэтому я пессимистично оцениваю свои возможности)
        • ОК Ivan Minin
          17 июня 2015 в 08:23
          Простите, что сразу не ответил. Не было возможности последнюю неделю писать. Не думаю, что Вы как то не так считаете. Я посчитал, как если бы у Вас была моя история. Потому что в целом моя история - это рыночное среднее. В ней нет никакого особого достижения, но в ней нет и провала. 23-25% годовых за 13-летний период средней доходности. Думаю, что эти цифры кажутся тем кто сейчас только начинает, то есть после 5 лет топтания рынка на одном месте, результатом каких-то особо мощных методов. Но когда рынок в какой-нибудь из ближайших лет вырастет на 50-70%, то мой результат уже будет казаться какой-то неудачей. Это не то и не другое. 23-25% - абсолютно средний результат. Если не дергаться, не искать сверхдоходностей и сохранять спокойствие при любом стечении обстоятельств - так и будет.
          То есть будут годы, когда доходность у Вас будет и 0% и 5% и 10%, а будут годы с доходностью в 100% и более. Как то так. Не надо убегать от одних и стремиться к другим, надо просто выбрать стратегию и следовать ей.
          Про недвижимость добавлю пару слов. В моем портфеле недвижимости почти 40%. А если смотреть на годовой доход, то доля недвижимости в нем едва дотягивает до 16%. Вот и весь анализ. Может я, конечно, тупой, и не умею как следует распорядиться недвижимостью. Но пока она для меня самый неэффективный способ хранения капитала. Такие дела.
      • link26 ОК
        10 июня 2015 в 00:13
        Почему-то прошлый комент не прошел модерацию, видимо по причине приложения ссылки на Exel файл с расчетами.

        Хотел спросить на вскидку как получилось 5млн за 10 лет? Я в среднем считал под 7% доходности, 10 тыс в мес. получилось примерно 1.5 млн c учетом 100% реинвеста :)

        А насчет 5-ти, хотел спросить тоже, доход с этих условных 5 млн скажем те же 7% годовых это 350/12=30 тыс. в мес. все верно?

        И спасибо за ответы :)
        • ОК link26
          17 июня 2015 в 08:47
          Простите. Он не прошел из за того что в принципе комментирование было закрыто. Я уже написал, что считал с 25% доходностью...
  • Дмитрий Громаковский
    18 февраля 2016 в 22:40
    Олег, здравствуйте, в начале последнего абзаца простая, вроде, фраза - "инвестируй с умом". Что для Вас есть "инвестирование с умом"? Есть ли для этого какие-либо критерии?
    • ОК Дмитрий Громаковский
      19 февраля 2016 в 08:48
      Хороший вопрос.... Моя точка зрения такая: ум вносит в любой процесс претензию на точность, критичность и скепсис. Инвестирует с умом тот, кто понимает ЧТО он покупает и ЧТО он продает в каждой сделке... и тот, кто никогда не надеется ни на одну сделку, считая любую свою сделку ошибкой... и тот, чей портфель всегда готов к редким сценариям, не важно - хорошим или плохим...
  • Andrey333
    20 апреля 2016 в 13:47
    Олег, я тебя люблю! Тащусь от твоих текстов!
  • TwentyTwo_22
    26 апреля 2016 в 12:28
    Здравствуйте. Взахлеб прочитал ваш блог. Концентрация полезности зашкаливает.
    Исходные данные: Мне 22 скоро будет. Заканчиваю университет, ПГС. Провинция. Да, есть ощущение, что после 30 уже жизни нет.
    Последние пару лет не покидает вопрос: что делать дальше? куда двигаться? как все и сразу? Есть осознание того, что легкого и быстрого старта не бывает в силу малых возможностей, неопытности, излишней амбициозности, но и обозримое будущее кажется туманным.
    В силу того, что мне 22, светит еще и армия. И дело не в том, служить, не служить. Мне жаль целый год. Выход кажется очевидным - продолжать обучение в магистратуре, и снова 2 года фактически терять.
    Второй момент - высокооплачиваемую работу у нас в городе не найти. Можно конечно пахать 12-15 часов 25 дней в месяц и получить 30к. Мне этот вариант совсем не нравиться - но если прижмет, и этому буду рад. Выход - уезжать в крупные города(Мск, СПб, Ект), где дилемма другая - жилье. И со всеми тратами будет выходить примерно те же 30-40к. А чтобы купить жилье в Мск нужно, боюсь представить, сколько пахать и откладывать.
    Третий момент - давят временные рамки. В 40 лет иметь новенький мерседес(утрированно), квартиру в центре, ездить 2 раза в отпуск как бы обычное дело, хотя нужно ли это в 40 лет? Я сомневаюсь. Другое дело когда тебе 20 лет. И еще, между прочим в моменты зарабатывания денег нужно завести семью, растить детей, помогать родителям.
    Резюмирую, как при не очень хороших картах получить хорошую игру за короткий промежуток времени? Скажем в перспективе 10 лет. С чего начинать посоветуете? Как избежать распространенные ошибки.
    Со временем я конечно поменяю взгляды на жизнь, но пока, что есть.
    Спасибо.
    • ОК TwentyTwo_22
      26 апреля 2016 в 13:25
      Добрый день, спасибо за прекрасный комментарий!
      Я Вам изложу свою точку зрения, а Вы постарайтесь сделать мой ответ для Вас полезным.
      Наверняка мы с Вами непохожи, но я буду писать, как будто пишу самому себе в 22 года. Просто не знаю, как Вам лучше ответить другим образом.
      Я вырос в маленьком военном городке с нулевыми возможностями для карьеры и образования (сейчас, спустя почти 30 лет, это селение почти совсем разрушилось в смысле как ЖКХ так и социальной ткани), у моих родных не было ни средств ни желания меня содержать... и не было идей про мое будущее, которые не то что мне нравились, и хотя бы были бы терпимы. Так что, наверное, я пишу в еще более жесткое прошлое в сравнении с Вашим настоящим. В реальности - я уехал, несколько лет бродяжничал и учился, и только года через 4-5 у меня получилось как то социализироваться, как сейчас говорят...
      Во первых, надо смириться, что в 22 года юноша ничего не понимает о жизни (это я не Вам пишу, не обижайтесь, а как бы себе). Половое созревание завершится физиологически и психологически (если повезет) примерно в 40-44 года. До 30 юноша хочет, как минимум, выпендриться, а как максимум сексуально познать примерно половину существ противоположного пола, которая в тоже самое время так же тайно хотят того же самого. Это не жизнь, это голые инстинкты. И если в этом возрасте мозг себя как-то проявляет, то на уровне скорее спинного мозга.... В 30-33 года покажется, что вот начинается жизнь. Женщины неожиданно захотят отдаться, причем почти все и всех возрастов. Но это еще тоже не жизнь. Жизнь настоящая может быть начнется ближе к сорока, если Вы будете не просто стареть, но и умнеть. Это не со всяким случается. Смирись и перетерпи. Главная задача в 22 года - дожить до 40. Это у юношей, у девушек - дожить до 30. Дальше, если соображаете, начнется все самое интересное..
      Во-вторых, Вы не угадаете, какая работа будет высоко оплачиваться через 5 лет. А меньше чем за три года Вы никакой толковой профессии не приобретете. Так что стоит отвлечься от поиска работы, Москва- не Москва - это все просто потеря времени. Нужно понять, какое дело будет делать Вас счастливым - освоить его любой ценой. Стать в этом деле настолько хорошим, насколько это только возможно. Только не надо говорить, что это дело - живой и разнообразный секс. Если это так, присмотритесь к делу номер два :) Полноценно освоенное любимое дело, каким бы бесперспективным оно ни казалось в начале пути, даст Вам и деньги и Москву и мерседес и все что захотите. Сколько я смотрю на жизнь под разными углами - бедные люди заняты, как правило, тем, что они делать не любят и не умеют. Или порой они просто избегают денег, чтобы не отвлекали от кайфа, такое тоже случается, но редко.
      В третьих - никаких временных рамок нет. Это все выдумка неумных людей. Невозможно потерять время. Вы не можете представить где Вы встретите какие возможности. Может, Вы пойдете в армию и она трансформирует Вас и Ваши знания так, что это приведет к ошеломительному успеху. Может быть институт, но в институты я не верю. ВУЗы нужны только для того, чтобы зайти и посмотреть на профессионалов в интересующей Вас области, ответить себе на вопрос, хотите Вы стать таким или нет. Для прочих вещей, за исключением входа в фундаментальную науку, ВУЗы и университеты бесполезны. На мой взгляд. Так что я советовал бы ничего не бояться и везде искать возможности.
      Резюмирую: забейте на все свои сомнения и предположения. Все равно Вы в таком возрасте, что если и примите хорошее решение, то только случайно. Выберите себе тему, дело и учитесь. И станьте в этом деле лучшим в городе - Вас вытолкнет в область. Станете лучшим в области - вытолкнет в столицу... И так далее. Или Вы полюбите это дело всей душой и Вам станет все равно где Вы. Вот с этого я советую начинать в 22 года. С первых же лет свободы от родительского выбора. А лучше - еще раньше.
      смотреть благодарности
      • TwentyTwo_22 ОК
        26 апреля 2016 в 16:09
        Благодарю!
        Это тот самый ответ, который я хотел бы услышать.
        Найди себе работу по душе, и работать тебе никогда не придется.
      • Vadim ОК
        26 апреля 2016 в 17:03
        Гениально!
      • MartynovT ОК
        1 июля 2016 в 12:57
        Великолепно, жаль я этот сайт в 22 не нашел) Аа...Его еще не было) Сейчас 29, работаю на вреднешей не любимой работе по окраске авто, живу в городе, в котором тяжело находиться и из которого некуда даже выехать, дачки нет. Ладно еще один был бы, так жена и ребенку уже год и я понимаю, что нужно как-то все повернуть. С будущим уже ситуация яснее, инвестируем в акции. А вот эти 10-15 лет ведь нужно как-то жить....В Москве мы перестаем справляться с поддержанием хорошего настроения. Тяжелый город. Держит работа. Не столь прям высокооплачиваемая. 40-45 у меня и 35-40 у супруги. Вот собственно заработок этих денег нам не дает выбраться из Столицы и держимся здесь за квартиру.
        • ОК MartynovT
          1 июля 2016 в 13:20
          Да. Трудная задача. Но только тем, что долгая. Если найти в том, что есть сейчас счастье, то годы промчатся быстро, а капитал появится незаметно....
          • MartynovT ОК
            1 июля 2016 в 18:01
            Спасибо. Значит так и сделаем. Благодарю за все ответы!
        • Сергей-5 MartynovT
          1 июля 2016 в 14:13
          Прошу прощения, что вмешиваюсь, но, возможно это будет полезным. В своё время я с каждой получки нёс 1 - 2 тыс. рублей на депозит, чтобы накопить на ипотеку. Позднее я носил от 1000 до 10000 с каждой получки на брокерский счёт. И то, и другое получилось не плохо. С одной стороны ты уже в деле, с другой это всё идёт медленно и незаметно. У вас семья, ребёнок. Этому уделяете большее своё время, и хорошо. Это не будет давать Вам возможности наделать "глупостей от чрезмерного внимания к инвестициям". Правильно сделанные инвестиции обязательно порадуют Вас, Вы только не мешайте им, только подпитывайте их дензнаками и продуманными действиями. Возьмите себе за правило, что Вы обязаны каждый месяц пополнять счёт хоть на "копейку", обдумывайте куда их направить. Вот и всё. Удачи нам всем.
          смотреть благодарности
          • MartynovT Сергей-5
            1 июля 2016 в 18:09
            Спасибо! В принципе с Вами полностью согласен. Другого выхода я и не вижу. с 25 лет начал метаться что, где, как лучше начать и вот 4 года безрезультатно.... Создание сайтов, веб дизайн, программирование.... не легло все это на душу... Да много еще чего.... Если бы не этот сайт, уже руки опускались. Опускались не из-за того что устал, а что не видел из чего построить фундамент. Тот самый фундамент, в который вложишь время и он будет давать плоды. Я никогда не хотел думать одним днем и всегда очень волновало - "а что дальше....". Этот сайт дал понять что делать.
            смотреть благодарности
    • Dmitriy G. TwentyTwo_22
      1 июля 2016 в 21:30
      >> Можно конечно пахать 12-15 часов 25 дней в месяц и получить 30к.
      Да, в промежутке между 27 и 30 годами именно так и работал. Скопил начальный капитал для инвестирования. Раз в два месяца покупал ПИФ акций или облигаций, раз в год делал ребалансировку.
      Поэтому, если Вы реально хотите инвестировать в акции, то ничего не будет помехой. Когда я работал по 12-14 часов, меня грела мысль, что эти деньги со временем вырастут, что работать надо пока есть физическая возможность. Это позволяло спокойнее относиться к неурядицам в работе.
  • MartynovT
    1 июля 2016 в 00:42
    Я еще не раз прочитаю эту статью. Ее еще и по тезисам разобрать можно. Очень сильно получилось. Ну и концовка - это у Вас, Олег, талант. Я в Альпине смотрел, Вашей книги еще нет. Когда заглянуть?)