Читатель вхОд

начинающим | 5.11.2012 | 28 отозвалось


10 ГЛАВНЫХ ОШИБОК НАЧИНАЮЩИХ


Можно было бы назвать и 10 аксиом инвестора, переформулировав немного внутренние заголовки. Я в этой статье не очень утруждаю себя доказательствами. Потому что, как всегда, мысленно прибавляю две вещи – "это мой субъективный взгляд" и "возможно, я ошибаюсь".  Но если есть опровержения – давайте обсуждать. Это интересно.

 

ПЕРВАЯ – нет права на ошибку

Ошибаются все. И опытные и начинающие инвесторы. Самая главная и самая дорогая ошибка – не дать себе права на ошибку. Я стараюсь помнить сам и советую не забывать никому, что мы, люди, существа ошибающиеся и исправляющиеся. Если мы даем себе шанс не упорствовать в своих заблуждениях, то у нас появляется возможность учиться, а значит не всегда быть круглыми дураками. Порой бывать и дураками квадратными...

 

Сложность положения заключается в том, что невозможно окончательно научиться инвестированию. Учиться придется всю жизнь в меру сил. История не повторяется и поведение рынка так же неповторимо. Некоторые люди пишут, что я подаю свой метод (доходный подход) инвестирования как священный грааль: следуй правилам и Боги гарантируют. Это не так. Я готов тысячи раз повторять: наблюдай, думай, делай выводы и не ищи гарантий. Я сам наблюдаю, думаю и учусь. Если увижу, что что-то работает лучше, мои годовые планы начнут меняться. А сложность заключается в том, что единственный способ держать ум открытым для обучения заключается в том, чтобы разрешить себе выглядеть дураком, позволить себе глупые вопросы и ошибки в выводах. С непривычки это очень трудно. Наш образ себя так и норовит возгордиться в каком-либо выводе и забронзоветь бюстом на родине. Хорошо то, что привычки можно создавать.

 

Нет большой беды ошибиться в паре случаев с выбором акции. Или ошибиться с прогнозом.  Купить рано или поздно, дешево или дорого... Конечно, лучше не ошибаться. Но еще лучше жить без страха перед ошибкой.

 

ВТОРАЯ – спонтанность

Чтобы вы ни делали с деньгами, вы станете богаче, если у вас будет план. Даже если вы ошибаетесь. Такие дела.

 

Можете без плана ходить на свидания, ездить в путешествия и смотреть фильмы. Но когда речь заходит о деньгах – у вас всегда должна быть заначка в виде плана. И не важно насколько легко и привычно вам планировать. Порой надо просто заставить себя.

 

Вы начинаете формировать свой капитал? Надо проанализировать доходы, оптимизировать траты, спланировать когда и сколько будет откладываться, и в каком виде оно будет храниться и приумножаться. Вы хотите купить дом или квартиру? Надо знать что вам нужно и на каких условиях, как вы скопите на покупку, как одолжитесь, если не будет хватать, сколько заныкаете на ремонт и так далее. Вы просто планируете пожить еще год в этом лучшем из миров – если в вашем "пожить" присутствуют деньги, вам понадобится план, хотя бы план расходов.

 

В общем, правило такое: есть в голове деньги – есть план (план доходов), есть в кармане деньги – есть два плана (доходов и расходов), есть на счету деньги – есть три плана (доходов, расходов и инвестиций). Этому просто надо следовать. И точка.

 

Конечно, ваши планы могут меняться (помним про право на ошибку),  но они должны быть настолько подробными и многовариантными насколько это возможно в каждый данный момент.

 

ТРЕТЬЯ – большие расходы

 

Меня обыкновенно восхищает в моих друзьях их мобильность. Они могут с легкостью менять места работы, города, страны, религии, политические взгляды и некоторые могут менять даже профессии. Но почти все защищают до последнего свой уровень расходов. Мне думается порой, что это какая-то болезнь, новомодная страсть – держаться за свой уровень потребления.

 

Давно и не мной было отмечено, что человек везде и всегда тратит столько, сколько он привык тратить. Могу подтвердить, внимательно проверял, что люди привыкшие тратить 10 000 долларов в месяц и посреди Сахары, посреди кромешной нищеты, где потребительская корзина местного богемного аристократа просто не в силах превысить 60 долларов в месяц, незаметно найдут где эти 10 000 незаметно спустить. И тот кто привык вообще ничего не тратить, будет и посреди Токио привычно весело трепетать в пределах ничего. Это какое-то новое заклятье или так всегда жизнь была устроена?

 

Мой спорный совет: перестаньте тупить, хотя бы иногда проверяйте привычки здравым смыслом. В этом даже может быть неплохое развлечение: тратить меньше чем зарабатываешь. Если слабо развлекает, попробуйте тратить значительно меньше.

 

ЧЕТВЕРТАЯ – покупки в кредит

 

Может быть – для покупки жилья, ипотека под процент меньший, чем можно выручить сдав квартиру в аренду. Может быть, если вечером взяли, а утром погасили. Может быть, когда речь идет "о жизни и смерти", хотя если в этом вопросе немного больше о жизни, чем о смерти – я бы не брал.

 

Советую помнить: кредит – это антиинвестиция. Это мир противоположный миру инвестирования. Когда я беру кредит, я просто отдаю свои инвестиции другому. Тому парню из банка. Теперь он будет инвестировать. А я буду работать. Это дело как-то так работает. И ничего с этим не поделаешь. Так что четвертая ошибка, это ошибка не начинающего инвестора, это самоубийство инвестора и рождение заемщика.

 

ПЯТАЯ – нерешительное ожидание

 

Если вы собираетесь начать формировать свой капитал или свой пенсионный фонд лет через пять-десять, потому что вы пока слишком молоды или пока недостаточно зарабатываете – это, вероятно, не плохой подход.    Я в принципе не против никогда подождать чего-нибудь. Старый конь борозды не портит – ляжет и лежит... Со временем, мы может будем достаточно стары, или достаточно богаты, достаточно уважаемы и очень успешны. Проблема только в том, что никто не знает когда и будем ли. Так что если я что-то решил, то сразу стараюсь и делать, пока жив.

 

ШЕСТАЯ – спешка

 

Если нечто, внутри меня или вне меня, пытается создать атмосферу спешки, мой внутренний заяц включает "стопсигнал".  Что бы там ни было, но если нет рядом теракта, катастрофы или операционного стола, никакой жесточайшей невыносимой нужды нет, а что-то надо сделать только немедленно, прямо сейчас или "все пропало" – я откладываю решение на завтра, а еще лучше – на месяц.

 

Единство места, действия и времени – первые признаки классической драмы и банального мошенничества. Не принимайте финансовых решений в условиях стресса. Возьмите паузу, скушайте что-нибудь, поспите, неспешно изучите вопрос, опять возьмите паузу и намеренно медленно спокойно примите решение. Уличные балаганы всегда дают представление "только сегодня и только для вас". А жизнь неспешна и часто очень продолжительна, последствия поспешных решений обычно не спешат нас покинуть. И пусть я упущу несколько сомнительных шансов...

 

Не откладывайте в долгий ящик, но и не спешите: наблюдайте, думайте и принимайте решения.

 

СЕДЬМАЯ – лень, вялость, равнодушие

 

Лень учиться, лень наблюдать, неинтересно узнавать, трудно понимать и думать, трудно принимать решения. Это все ведет к апатии, болезням, растерянности и не самостоятельности. Часто это просто вопрос дисциплины. Внутренней дисциплины. Если вам не интересны бизнесы и экономические процессы не вызывают любопытства, то, очевидно, вам трудно будет быть активным инвестором. Есть пассивные способы инвестирования. Но  и их освоение требует некоторого любопытства и усилия по пониманию.

 

ВОСЬМАЯ – страх, жадность и надежда

 

Соображение тут простое. Бессмысленно бояться потерь, бессмысленно стремиться к большим результатам, бессмысленно надеяться на все хорошее. Вам нужно принимать решения, самостоятельные решения, взвесив шансы и риски, оплачивать эти решения и принимать с ровным сердцем радости и неудачи на пути ваших решений. Возможно, что ви вашей жизни будут потери, а может быть их не будет, возможно вы добьетесь невероятных успехов  и через 40 лет вас будут называть "русский баффет", а может быть и нет. В любом случае, напряженное притягивание удачи и нервное отталкивание неудачи, подрывают здоровье не только психическое, а надежда на все хорошее кормит лень и апатию. И поражения и победы становятся трудновыносимы, когда над нами властвуют эмоции.

 

Немножко тревожности, может для перца и не помешают жизни... Я сам, как человек эмоциональный, завел распорядок для своих демонов. Я их выпускаю на прогулку в июне. Кругом все цветет, трепещет обновленной жизнью, много солнца, и мне легко контролировать их выгул. За месяц я анализирую рынок, исследую выбранные бизнесы, определяюсь с рисками и принимаю решение: план действий на будущий год. И стараюсь что есть сил в течение года его не изменять.

 

ДЕВЯТАЯ – запутаность

 

Путать Б-жий дар с яичницей обычное человеческое дело и, возможно, также Б-жий дар. Пусть первая инвестиция будет выглядеть, как время досуга, которое мы дарим себе на то, чтобы определиться, что для нас действительно важно, а что второстепенно. Оно стоит того. Определившись с рейтингами важности, как с большими житейскими ценностями, так и с малыми рабочими важностями, мы оказываем себе чудесную услугу, мы создаем личный фильтр новостей. У нас появляется возможность оценивать информацию еще на входе, появляется своя точка зрения на океаны фактов. Это здорово облегчает жизнь. И делает нас самостоятельными. И богатыми.

 

ДЕСЯТАЯ – серьезность

 

Серьезное отношение к инвестициям и, в целом, к деньгам – причина многих житейских драм, а серьезное отношение к себе – даже трагедий. Жизнь, на мой взгляд – дар Б-жий. Мы кое-что в ней определяем для себя, но далеко не все решаем. Может, и хорошо, что так все устроенно. Не терять из своего поля зрения игровой момент, разлитый всюду в ткани жизни, – великая способность. Некоторая отстраненность, рефлексивность – не лишние вещи. Часто их наличие или отсутствие равно присутствию счастья и вкуса к жизни.

 

Плюс к тому в своих инвестициях мы так или иначе ошибаемся, у нас есть это право, мы порой испытываем эмоции... Бывает, что мы совершаем все вышеназванные девять ошибок, но пока у нас есть шанс обернуть такое положение дел в шутку, или посмотреть на такое положение дел как на шутку, – мы живем.

 

Есть еще 30 типичных ошибок. Но эти главные. Или я пошутил...

 

 

 



ПО ТЕМЕ

ПРОСТЫЕ ТЕЗИСЫ

Вчера выступал на конференции Смартлаба. Говорил по ситуации, ориентируясь на вопросы Тимофея Мартынова, автора и ведущего мероприятия, и аудитории. В голове была пара тезисов, которые бы я хотел донести присутствующим. Старался быть простым и веселым, ибо аудитория была уже утомлена интенсивным общением в течение дня на любимые темы (я выступал вечером). Ниже несколько тезисов этого выступления в том виде, в котором они застряли в моей голове. Не знаю, насколько удачно мне удалось их преподнести на самой конференции и удалось ли вообще быть внятным.

читать полностью…

ТЕЗИСЫ ВЕБИНАРА, КАПИТАЛ

СТРЕМИМСЯ К РАСТУЩЕМУ КАПИТАЛУ
Времена случаются разные. Бывает, прибыли компаний растут, а бывает и падают. Дивидендные выплаты могут расти, а могут и сокращаться. Для того, чтобы обезопасить себя от худых лет, мне знаком только один рецепт: широкая диверсификация портфеля плюс постоянный рост капитала.
Широкая диверсификация должна подразумевать не только набор из акций не менее десяти эмитентов, развивающих свой бизнес в разных отраслях, но и включение в портфель недвижимости, облигаций и депозитов в размере достаточном, чтобы доход от этих активов смог прокормить в кризисные годы.

читать полностью…

  • 5 ноября 2012 12:35
    к п.4. Читаю сейчас Киосаки "Несправедливое преимущество", там он настоящего инвестора определяет, как обязательно взявшего кредит, который гасится денежным потоком – типа, вообще не вкладывая своих денег создать пассивный доход = рентабельность стремится к бесконечности. И все остальные не инвесторы, а так... до первого кризиса!

    • Alexey Myasnikov
      5 ноября 2012 20:15
      Тут наверное весь вопрос в отношении к рискам. Олег сразу определил свой принцип инвестиций – спокойный и размеряный с минимальными рисками. То есть, я думаю, что если человек возьмет кредит, то этот кредит все равно доставит эмоциональное не спокойствие. Это возможно Киосаки уже на кредиты смотрит как на само собой разумеющееся. А самое главное не стоит забывать о процентных ставках на кредиты у них, и у нас ;-)))

  • 5 ноября 2012 20:51
    Олег, прочел на одном дыхании, как говориться. Очень хорошо... В некоторых моментах я бы выразился жестче и бескомпромисснее – но может потому то я и не пишу таких текстов:) И еще считаю, что это просто предисловие для учебника по Экономике первого курса!!!

  • 5 ноября 2012 23:03
    Олег, это все правильно, и в чем-то не об инвестициях, а об образе жизни. Не в деньгах счастье, и даже не в их количестве, с ними просто удобней сегодня и спокойней за будущее. Для меня это аксиома,  из которой следует, что всех денег не заработаешь, и, более того, стремиться к этому не надо.

    Старый украинский анекдот:

    - Що ти робишь?

    - Грошi ховаю.

    - Та при комунизьмi грошiв не буде...

    - То в тебе не буде, а в мене будуть...

    (Извиняюсь за возможные ошибки, не писал на украинском больше 30 лет).

    Иметь сбережения, расположенные разумным образом, в том числе в дивидендные акции, гораздо лучше, чем иметь пачку кредитов под драконовские проценты...

    Не один год снимал квартиры, плохо, что у нас нет нормальных доходных домов, а приходится иметь дело с частными владельцами с их капризами и идиотизмами. И тем не менее, это выгоднее, чем покупать квартиру... Опыт моих знакомых, купивших инвестиционные квартиры до кризиса, и сейчас их сдающих, показывает, что это приносит 5-7 % годовых, а не купи они их в расчете на бурный рост цен, имели бы свои 10 % годовых от депозитов в приличных банках. Мое частное мнение – покупать квартиру стоит тогда, когда на нее есть свободные деньги, которыми неясно как распорядиться. Именно так я и поступил в 2001 году.

    Ипотека мне представляется абсолютно безумным проектом, те, кто ее берет или герои, или не умеющие считать люди. И понятно, откуда это пошло. Была первичная приватизация, кому-то досталась его квартира советских времен, кому-то нет (мне не досталась), и вот те, у кого своей квартиры не оказалось, стали чувствовать себя людьми второго сорта, и именно на них рассчитана реклама недвижимости и ипотеки...

    Олег абсолютно прав, утверждая, что кредиты являются антагонистами инвестиций! Девиз каждого инвестора : "Я никому ничего не должен!"

    • kolyamour
      6 ноября 2012 16:40
      Хотел высказаться по поводу ипотеки. Она тоже может быть разной. И если все правильно и взвешенно расчитать она не будет являться безумным проектом. Не ТОЛЬКО благодаря ипотеке я живу с семьей в своей квартире. За 2 года ее стоимость хорошо выросла. А мне удалось съкономить приличную сумму. Брал ипотеку на 20 лет а надеюсь выплатить за 7, может и еще быстрее, при этом можно съекономить бОльшую часть выплат.  Я пожил в съемной квартире, сейчас живу в своей (это две большие разницы).
      С уважением,
      Александр

  • 6 ноября 2012 05:04
    насчет расходов. был у меня знакомый бизнесменчик, сказал так: когда у меня задница некая и бизнес плохо идет, я беру жену и иду по магазинам. иногда расходы работают в том плане что мотивируют доходы. я не за то чтобы все время много тратить. но все же – иногда если все время ужиматься-ужиматься-ужиматься, вкуса жизни не чувствуешь вообще. а если нет его – зачем тогда зарабатывать?
    привет от меняющих квартиры, явки, пароли, страны и адреса! :)

    • Irina A. Gulynina
      6 ноября 2012 09:41
      Дело не в ужиманиях, а в стимулах. Кого-то стимулируют зарабатывать траты и запросы, кого-то – специально созданные долги. А кого-то – просто мечта и план :) 

    • Irina A. Gulynina
      7 ноября 2012 09:25
      На этот счет есть хорошая поговорка: "Позаботься об излишествах, необходимое само о себе позаботится". Правда в излишествах тоже мера должна быть.

  • 7 ноября 2012 17:26
    Да тут и динозавру в инвестициях тяжеловато будет все 10-ть заповедей одновременно соблюдать. Но на стеночку для себя распечатаю обязательно, для самоконтроля. Спасибо!!!

  • 18 мая 2013 10:06
    По поводу ипотеки. Вот тоже задался этим вопросом. Взял в том году ипотеку на 11 лет под 13.5%. Сегодня раскинул в екселе вариант, если бы я снимал такую же квартиру и все что оставалось – складывал бы в банк под 10% годовых. В данный момент сумма откладывания получилась бы 7500 рублей.

    Если стоимость жилья не меняется, стоимость аренды тоже (что уже маловероятно, потому что в год примерно на 1000 добавляют), то за 11 лет я бы скопил чуть более 1780 т.р. Даже на сегодняшний день купить эту квартиру за эти деньги не представляется возможным. Получается, ипотека с точки зрения финансов в данной ситуации выгодна?

    • Кунгуров Станислав
      18 мая 2013 10:53
      моя точка зрения на это дело сводится к тому, что нет никакой финансовой точки зрения. в этом смысле, нет никаких правильных решений. есть решения, которые мы принимаем в разных обстоятельствах. плохие решения не всегда приводят к плохим результатам, а хорошие решения не всегда дают хорошее на выходе. и правил нет. есть наши обстоятельства и мы принимаем решения какие можем. думать, после принятия решения, о его оценке – контрпродуктивно. Вы взяли ипотеку – значит это было лучшее Ваше решение в Ваших обстоятельствах. думать уже нет смысла – нужно действовать. обживать новый дом, гасить ипотеку и готовить плацдарм для будущих обстоятельств и будущих решений... я так думаю.

  • 26 мая 2014 16:58
    А я знаю некоторых достаточно серьёзных инвесторов которые говорят о том что инвестировать нужно не свои деньги (имеются ввиду кредитные) а свои вкладывать в реальный бизнес но эти люди зарабатывают больше на онлайн инвестировании там доходность другая , Хотя с депо в 20 миллионов как у автора и я так понимаю ведущего размеренный образ жизни логично использовать более консервативную стратегию, а так тут дело каждого как и что ему инвестировать гроаля как мы все знаем не существует.

  • 28 июня 2014 17:57
    Добавлю свои пять копеек по поводу ипотеки.
    Взяли с супругой за 1 300 000 квартиру в ипотеку на 10 лет в 2011 году с черновой отделкой, сами сделали ремонт – примерно в 200 тысяч обошелся, первоначальный взнос был 700 тысяч из которых за 300 тысяч еще пришлось два года рассчитываться, в ипотеку взяли 600 тысяч.


    Результат на 2014 год – погасили долг за те 300 тысяч что брали на первоначальный взнос и теперь гасим досрочно ипотеку, по подсчетам через 1.5-2 года рассчитаемся полностью по ипотеке – это в итоге получится не 10 лет, а 5 лет;
    - переплата по процентам выходит порядка 250 тысяч за все время;
    - стоимость квартиры в этом же доме с чистовой отделкой выросла за три года до 1900 тысяч рублей, еще через два года такими же темпами может составить порядка 2 000 000 рублей.


    По моим подсчетам выходит что если продать квартиру мы даже в плюсе останемся не большом, тысяч так 200-250. Это я все к чему – не все так печально с кредитами, в частности с ипотекой.

  • 19 мая 2016 11:55
    Олег. Доброго времени суток. Хочу спросить.
    1.Ежегодно мы подсчитываем портфель и смотрим чтобы соотношение дивидендов было 10% +-
    А стоимость портфеля мы считаем по теущем ценам?
    2. Чтобы понимать какой рост в % у наших дивидендов, для этого мы должны с самого начала учитывать общую сумму вложений? Т.е мы берем соотношение суммы выплаченных дивидендов к сумме всего, что мы вложили?

    • Grigory
      19 мая 2016 12:25
      Добрый день!
      1. Ежегодно мы смотрим на текущую доходность ближайших ОФЗ или базовую ставку ЦБ – и хорошо бы чтобы у нас дивидендная доходность акций купленных полгода назад и раньше была бы близка к этой цифре. А так же смотрим прогноз ЦБ и ориентируем текущие покупки по этой доходности. Это немного усложняет тезисы этой статьи, но более точно описывает то, что я делаю.
      2. Мы смотрим на две цифры. Почем мы покупали и какова доходность к тем ценам, по которым мы вошли в акции. И сколько акции стоят сейчас и какова доходность ожидаемых в ближайшие годы дивидендов к текущей цене. И определяемся насколько нам нравятся эти картинки, насколько нас устраивает эта ситуация. Первая цифра, в среднем по портфелю – как Вы и пишите, общая сумма вложений (сумма дивидендов к сумме инвестиций). Но полезнее этот анализ проводить по каждой акции конкретно.

      • ОК
        19 мая 2016 12:54
        Спасибо огромное! По 1 пункту да, еще немного сложновато понять, буду разбираться. По 2му понял. Еще не подскажете, как бы надёжнее вести отчет всей вложенной суммы в инвестиции? Кто-то наверное использует старую добрую тетрадь, а кто ексель..Тут наверное для кажого индивидуально?

        • Grigory
          19 мая 2016 13:00
          Тут все индивидуально, конечно. Кто-то верит в цифру, а кто-то в карандаш :) Тут статья недавно была с очень толковыми коментариями читателей по учету: http://roundabout.ru/uchet-i... У меня самого учет предельно примитивный, а у многих очень интересные продвинутые системы, посмотрите.

          • ОК
            19 мая 2016 13:49
            Благодарю!
            Ключевая ставка Банка России на сегодня – 11,00% . Эту ставку смотрим? Выходит Газпром не лучшая покупка?

            • Grigory
              19 мая 2016 14:17
              Для доходных инвесторов, то есть инвесторов ориентированных на дивиденды – Газпром рискованная покупка.

              • ОК
                19 мая 2016 14:53
                Хм. А дальше на сайте будет примерный список того, что можно купить не сильно рискуя? Именно для доходных инвесторов. Я почему-то так решил...Газпром много дивидендов не платит, значит более менее надежна и + государственная компания.. А по каким критериям Вы сделали вывод, что рискованная?

                • Grigory
                  19 мая 2016 16:26
                  Будет. Где-то через 5-6 дней, наверное... И Газпром туда войдет. Риск – это непредсказуемость. Непредсказуемый размер дивидендов – единственный риск Газпрома на текущий момент....

                  • ОК
                    19 мая 2016 16:50
                    Т.е мы стараемся анализировать так, чтобы понимать какие дивиденды будут, а не пальцем в небо... Газпром в данный момент не дает возможности для этого? Газпром туда войдет...в смысле в список покупаемых?

                    • Grigory
                      19 мая 2016 17:44
                      Да, точно. Газпром, не смотря на риски, войдет в мой список акций к покупке....

                      • ОК
                        19 мая 2016 17:51
                        Спасибо, Олег! По поводу школы вот хотел спросить. Я собираюсь инвестировать с не больших сумм, пока нет возможности. Если школу не проходить, возможно в принципе пока самому потихоньку разбираться? Школа ускоряет понимание или дает вещи, которые здесь не обсуждаются? Пока хотел иметь возможность не платить, а дальше уже видно будет.. Заранее ПРИБЛАГОДАРЕН!!!

                        • Grigory
                          19 мая 2016 17:57
                          Конечно, можно потихоньку самому во всем разобраться. Ничего тут такого загадочного нет. Школа дает возможность ускорить процесс и, возможно, дает более широкий взгляд... Но нет ничего такого, в чем нельзя было бы разобраться самому, если дать себе на это время и иметь желание.

                          • ОК
                            19 мая 2016 19:38
                            Спасибо большое!

      • ОК
        19 мая 2016 15:52
        Понял и 1й пункт.

  • 13 августа 2017 01:29
    комментарий удален модератором