Читатель вхОд

чтение | 27.09.2012 | 23 отозвалось


Р.И., гл. 1, ИНВЕСТИЦИИ ИЛИ СПЕКУЛЯЦИИ


ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Начало смотри в рубрике «читаем вместе» или по метке (внизу страницы) «Разумный инвестор»

 

ИНВЕСТИЦИИ И СПЕКУЛЯЦИИ

 

Вообще спекулянтов противопоставляет инвесторам не только Грэхем и его ученики, насколько я вижу. Все, что пишет Грэхем о путанице вокруг этих названий, происходит в не меньшей степени и теперь. И не только в прессе, но в первую очередь в головах. Для всех последователей стоимостного подхода инвестор – антоним спекулянту. Но народ путает, для "людей" все кто делает деньги на бирже – спекулянты, и это не мудрено. Я в связи с этим думаю, что не всегда, конечно, но в этом случае : "глас народа – глас Божий".

 

Так Грэхем определяет инвестора: "Инвестиционная деятельность означает, что инвестор на основании серьезного анализа предполагает как возмещение вложенного капитала, так и получение соответствующего дохода. Операции, которые не отвечают этим требованиям, являются спекулятивными."

 

Я для себя так отличаю инвестора от спекулянта: спекулянт пытается заработать денег на колебаниях рынка, а инвестор на росте бизнеса. Соответственно спекулянт принимает на себя риски рыночных колебаний, а инвестор – риски бизнеса. В определении Грэхема я не вижу четкой границы, ведь спекулянт тоже рассчитывает вернуть свое и по возможности с прибылью...

 

Грэхем, чтобы пояснить разницу,  смеется над прессой, выпускающей заголовки с такой чушью: "Медвежье" настроение мелких инвесторов. "Короткие" продажи нестандартных пакетов акций"

И это отчасти указывает на мое определение: инвестор не играет на колебаниях, он не продает и не покупает в расчете на рынок. Инвестор покупает и продает, учитывая реалии того бизнеса, акции которого он покупает или продает. Казалось бы, суть одна и та же: купил дешевле, а продал дороже. Именно в этом смысле "народ" прав. И тот и другой рассчитывает извлечь спекулятивный доход, взять себе разницу в ценах. Но объект внимания, по-моему, разный. Спекулянт исследует рынок, а инвестор – жизнь (то есть реальные компании, представленные на рынке, и экономику, в которой развертывается деятельность этих компаний).  Вот инвестор и не будет никогда продавать "в короткую", рассчитывая на снижение рынка, потому что он рынок вовсе не "рассчитывает".

 

Грэхем указывает на забавную закономерность. Инвесторов, покупающих акции хороших бизнесов подешевле в разгар "медвежьего" рынка,  всегда называют спекулянтами, считая их сделки рискованными, а значит – спекулятивными. А спекулянтов, когда они покупают дорогие акции в разгар "бычьего" рынка в расчете на продолжение роста, называют инвесторами, после того, как рынок меняет настроение, подразумевая очевидно, что им теперь придется просидеть с этими акциями очень долго, если они не захотят фиксировать убытки. То есть широкая публика очевидно считает, что все рискованное спекулятивно, а все безнадежное и долгосрочное инвестиционно. Это действительно забавно, тем более, что так оно и есть по сути, несмотря на поверхностную путаницу. Спекулянт действительно принимает на себя большие риски в надежде, что рынок предсказуем. Инвестор действительно действует не опираясь на надежду (как и на страх с жадностью), а опираясь на трезвый расчет и здравый смысл. И инвестор знает, что если расчет верен, доходные результаты будут радовать долгосрочно.

 

У каждого, у инвестора и спекулянта – свои риски. У обоих они есть. Грэхем не устает повторять: "Следует понимать, что риски понести убытки неотделимы от возможности получить прибыль..." То есть неважно в какой момент, во время падения цен или в во время их роста, вы покупаете акции. И в том и в другом случае вы берете на себя риск. "...советы, касающиеся вложения ... средств в обыкновенные акции, не должны ориентировать ... на то, что можно дождаться такого момента, когда появится возможность купить акции, не подвергая себя риску понести убытки из-за падения их рыночного курса...". "...инвестор должен понимать, что в его операциях с обыкновенными акциями присутствует спекулятивный компонент..."

 

 

Пара реверансов перед спекулянтами, чтобы не обижались:

"... сама по себе спекуляция на фондовом рынке не является ни незаконной, ни аморальной. К тому же для большинства людей она и не прибыльна"

"Существует как разумная спекуляция, так и разумное инвестирование"

"... спекуляция может быть неразумной...: 1. ...в том случае, когда вы намереваетесь заниматься инвестициями; 2. ... если вы ощущаете нехватку соответствующих знаний и навыков для этого; 3. использование для рискованных спекулятивных операций денежных средств в большем объеме, чем вы можете себе позволить потерять в результате спекуляции"

Такие дела...

 

 

 

 



ПО ТЕМЕ

Р.И., гл. 5, ПАССИВНЫЙ ИНВЕСТОР И АКЦИИ

Анализируя причины привлекательности акций в ситуации 1949г., мы высказывали два соображения. Во-первых, эти бумаги, в отличие от облигаций, защищали инвесторов от инфляции и падения покупательной способности. Во-вторых, их совокупная доходность на протяжении многих лет в среднем была довольно высокой благодаря более высокой средней дивидендной доходности по сравнению с процентной доходностью качественных облигаций, а также ярко выраженной тенденции к долгосрочному росту рыночной стоимости в результате реинвестирования корпорациями нераспределенной прибыли.

читать полностью…

Р.И., гл. 2, ИНФЛЯЦИЯ И ПРИБЫЛЬ

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЗОРА ВТОРОЙ ГЛАВЫ.
Прошу прощения у читателей за большой перерыв. Мне самому было не до чтения в прошедшие почти 9 месяцев, и, соответственно, не до Грэхема. Сейчас в мое деревенское логово пришли морозы, необходимые работы или сделаны или примерзли к календарю до весны. Можно пару месяцев и почитать и пописать. Продолжим на чем прервались. Комментирование Грэхема прошлого года проще всего найти в рубрике "читаем вместе".
Итак, Грэхем, вволю посомневавшись в способности цен акций "учитывать" инфляцию, обсуждает сказывается ли инфляция на прибыли корпораций... И в первом же предложении по сути способом постановки вопроса отвечает: все зависит от эффективности использования капитала. Для инвестора же, считает Грэхем, большее значение будет иметь отношение цены покупаемой акции к активам корпорации и к прибыли корпорации (то, что сейчас именуется коэффициентами P/B и P/E). Инвестор не знает будущего, как впрочем и менеджмент, соответственно, он опирается лишь на исторические данные в робкой надежде, что эффективность бизнеса в ближайшие годы будет не сильно отличаться от его эффективности в прошедшее время. Это шаткая позиция. И единственная опора в этой неловкости это твердое знание почем ты покупаешь надежду.

читать полностью…

  • 29 сентября 2012 14:43
    Что тут сказать(написать), все и так понятно, писать нечего. Просто и логично, как и следовало.  Писал бы Грэхем так, а то я дальше первой главы и не смог его прочитать.  Олег с нетерпением жду продолжения.

  • 29 сентября 2012 22:24
    К сожалению, многие "игроки" инвесторов считают эдакими чудаками, припоминая, что они покупали Газпром по 360 и не могут теперь продать или, что совершают покупки при каждом снижении рынка. а вот Спекулянты же такие молодцы, что все движения "ловят" и ...выходят сухими из воды. т.е. опять же, к сожалению, людям промыли мозги и еще дали почитать "правильные книги" главные бенефициары, всех этих нервно-судорождных движений на рынке под гордым названием спекулянт, БРОКЕРЫ, которые собственно и являются апогеем этой пищевой цепочки. без спекулянтов они останутся голодными!

    • investsimply
      30 сентября 2012 01:18
      это правда, к сожалению.

      • ОК
        30 сентября 2012 11:17
        когда то я не верил! но имел честь работать у профучастника какое-то время, а потом еще и проходить собеседования, где в открытую говорили, кстати вполне себе компании из первой пятерки: если не будет спекулянтов на, что мы будем платить зарплату! поэтому, озвучивали основную задачу раскачать (расторговать) клиентов и как можно чаще, и как можно быстрее...

        Олег пишите, очень даже хорошо, если не сказать Классно! Легкий и доступный пониманию текст изложения. Спасибо!

      • ОК
        30 сентября 2012 13:44
        Олег, а почему сожаления? Так устроен мир, везде свои пищевые цепочки. Сила человека вообще – в принятии окружающего мира таким, какой он есть. Наша сила, как разумных инвесторов, в принятии реалий инвестиционной и околоинвестиционной среды. :) Хотя, возможно, "разумный" это недостаточная квалификация для данного действия (принятия). Я бы поставил здесь – "мудрый инвестор".

        • Алексей Крылов
          30 сентября 2012 15:12
          да, разума тут не достаточно. согласен. 
          я эту среду понимаю. и даже порой использую. не принимаю, правда. потому и сожаление. в моей старой и консервативной (возможно, дурной) голове мир все же держится не на пищевых цепочках, а на любви...

          • ОК
            30 сентября 2012 22:52
            ну, голова у вас, положим, весьма не дурная :) правда, о любви в голове могут быть только мысли. оставим же любовь сердцу, а инвестирование (грамотное) всетаки -мыслительный процесс, и любовь здесь противопоказана, хотя я могу и ошибаться.  один известный фондовый трейдер, товарищ Герчик, говорил – акцию нельзя любить, полюбил – быстро все потерял.

            • Алексей Крылов
              1 октября 2012 07:18
              Акцию, конечно, нельзя любить как женщину, как своих детей, как друзей. Если такая любовь к акциям присутствует, это повод обратиться к психиатру. Но можно уважать владельцев копании, акции которой Вы держите в портфеле, за вменяемую стратегию развития, которой придерживаются владельцы компании и её менеджеры, и экстраполировать это уважение на акции. Герчик же-спекулянт, и его высказывание относительно любви к акциям означает ни что иное, как отношение спекулянта к акциям, как к фишкам для игры в казино.

              • ValuaVtoroy
                1 октября 2012 08:11
                Согласен со всем. Уважение, безусловно, должно присутствовать, и к инвест-среде и к компаниям эмитентам. Однако хотел отметить, что изначально я говорил о том, что здесь нет места для сожаления. :) Надо принимать ситуацию такой какая она есть, она ведь сложилась объективно. Сожаления, на мой взгляд, уместны тогда, когда среда стала таковой по нашей вине. Тогда можно о чемто сожалеть. А если это от нас независит, то это неправильно. Если же мы недовольны, то опять же, просто надо перевести в практическую плоскость вопрос и задать себе его: а как Я могу повлиять на ситуацию и изменить ее к лучшему (по-моему мнению). Если ответ, "никак", "не могу" и тп, то просто надо принять ее без всяких сожалений :) Я считаю данный вопрос весьма важным, и не только для инвестирования, а вообще по жизни.

                • Алексей Крылов
                  1 октября 2012 08:39
                  это правда. но правда и то, что никогда окончательно не знаешь, что ты можешь изменить, а что нет.

                  • ОК
                    1 октября 2012 09:22
                    согласен! возможности и обстоятельства меняются, да и цели тоже. так что практика,  и только она, критерий истины :) 

                    • Алексей Крылов
                      1 октября 2012 12:06
                      Золотые слова. Если не ошибаюсь-марксово определение критерия истины?

                      • ValuaVtoroy
                        1 октября 2012 18:20
                        Вот не знаю :) Может быть и его, мне они запомнились с вузовского курса по философии. Кстати, про Маркса. Вошел в историю как человек написавший фундаментальный труд про деньги и вообще про экономику, но сам никогда с деньгами не дружил, жил в проголодь, и если бы не друзья (Энгельс и тп), может быть и не обессмертил себя в веках. Я уверен, что здесь у нас теория срастется с практикой :) Как говаривал В.С.Черномырдин, "Вокруг Да Около, это вам не только языком...".

                        • Алексей Крылов
                          1 октября 2012 19:49
                          Кстати, я читал его фундаментальный труд про деньги. В молодости был убеждённым марксистом, но это было давно, и порой кажется мне, что это было не со мной.

            • Алексей Крылов
              4 октября 2012 21:51
              "Думать надо головой, любить сердцем, чуять жо.ой. И главное – не перепутать все это." Так говорит фольклор.

              • asonia1
                5 октября 2012 05:53
                Народная мудрость. Наверное, кто это сказал, думал, именно, головой.

    • investsimply
      30 сентября 2012 06:30
      Очень точно подмечено! А ещё, иногда можно прочесть на Смарт-лабе комментарии примерно такого характера. " Я купил акции компании за 200 рублей, а они за два дня упали на 10%. Ни чего не поделаешь, буду пока инвестором"  Ему и самому забавно, что он оказался " инвестором" по неволе и, публикуя подобный текст, он полагает, что и другим участникам это покажется забавным.

      • ValuaVtoroy
        30 сентября 2012 11:14
        это наверное даже не забава, а сатира на инвестора! тоже довольно часто сталкиваюсь, с таким мнением и отношением. особенно видны "брызги ядом"))) когда пишут про Газпром по 360 – сколько ни пытался втолковать, что как раз ИНВЕСТОРЫ-то и держались от него тогда подальше, не верят гордые спекули;)

  • 30 сентября 2012 12:52
    С нетерпением жду продолжения разбора Грэхема. Спасибо Вам, Олег.

  • 12 ноября 2015 12:41
    Получается, что инвесторы заинтересованы в существовании спекулянтов. Если все будут "разумными" инверторами, то возможностей на рынке будет значительно меньше. Но видимо так устроен мир, что часть людей не могут не быть спекулянтами (несмотря на все книги Грэхема), другая часть не может не быть инвесторами.

    • Павел К.
      12 ноября 2015 12:50
      Еще как заинтересованы! Если бы не спекулянты, моя стратегия бы вообще не работала...