вечное | 11.04.2012 | (71) отозвалось


ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА


Итак, учим мат. часть. На сайте стало много умных вопросов и чтобы мы могли общаться на одном языке и чтобы и новички нас понимали однозначно, наверное, раз в неделю или раз в две недели буду публиковать здесь что-то из сленга профессиональных финансистов. Если говоришь на специальные темы, приходится пользоваться специальными языками для удобства как выражения, так и понимания. Финансовый словарь невелик, это не философы с математиками – освоить основные понятия много времени не уйдет и труда не составит. Если что-то позабудется – найти все статьи этой тематики будет легко - в облаке тегов в подвале сайта все будет покоиться под тегом "мультипликаторы".

 

Пара слов о мультипликаторах или финансовых коэффициентах (синоним). Этим длинным красивым словом финансисты называют индикаторы – ориентиры, которые помогают создать иллюзию, что бизнесы можно сравнить между собой, пользуясь объективной доступной информацией. А главное: на основании мультипликаторов пытаются определить настоящую цену компаний, внутреннюю стоимость. Берутся разные показатели компании, умножаются между собой или делятся, в результате получаются разные мультипликаторы. Финансисты надеются, что сравнение мультипликаторов компаний одной отрасли между собой может показать какая компания привлекательнее для инвестора в данный момент. В этом есть разумное зерно. Допустим, у нас есть небольшая больница. Нам нужно выбрать, кого из пациентов оставить в больнице, ибо он легко и скоро выздоровеет без особых затрат, что улучшит нашу статистику и поднимет наши прибыли, а кого выгнать от греха подальше. Средняя температура по больнице 37 градусов. Наш финансовый директор больницы, поднаторевший в мультипликаторах еще с института, советует всех, у кого ниже 37, оставить, а всех, у кого выше – выгнать. Согласитесь, в этом есть разумное зерно. Но я сомневаюсь, что отношение к средней температуре нам сообщает что-то надежное про перспективы пациента. Мне кажется немного более информативным температурный график каждого пациента за последние пять лет, скажем. Но это уже тонкости, о которых мы будем спорить в комментариях. А между тем, кое-что про мультипликаторы, наверное, проясняется.

 

 

Вернемся к теме. Интуитивно думаю, все понимают, что такое "долговая нагрузка". Предприятие выпускает, скажем, гвозди. Весной гвозди пользуются отличным спросом – начинается и развивается много строительных проектов, где нужны гвозди, а осенью строители уже все прибили что могли и к зиме уж и вовсе никто гвозди не покупает. А предприятие работает круглый год, платит зарплату и покупает металл, чинит станки и содержит помещения. То есть, весной-летом у нашего предприятия деньги текут рекой, осенью ручеек истощается, а зимой и вовсе поворачивает вспять, ибо топить в цехах надо и склады расширять. Финансовый директор предприятия, чтобы показать, что он не зря ест свой хлеб, закрывает возникающие финансовые разрывы (финансовый разрыв – это когда наличные деньги срочно нужны, но сейчас их временно нет – не сезон) краткосрочными кредитами. Кредиты берутся и в срок возвращаются, пока кто-то где-то не допустит ошибки. Финансовый директор, получив премию и повышение, тогда реструктурирует (переоформит) эти долги из краткосрочных в долгосрочные. Ошибка тянет другую ошибку, вес финансового директора на предприятии растет, ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА растет, и вот предприятие уже работает только на пополнение оборотных средств и на банки. Где-то в середине этой цепочки пропадают дивиденды акционерам – они уходят на банковский процент и зарплату финансового директора и его быстро размножающимся заместителям и помощникам. Узнайте на досуге какой штат с какими зарплатами выделен у Дерипаски на переговоры с банками о реструктуризации долгов.

 

 

Мы с вами покупаем акции надолго, чтобы по ним получать дивиденды. Поэтому нам важно отслеживать что происходит с долговой нагрузкой предприятий, которые мы покупаем. У нас, с одной стороны, есть верный индикатор – размер дивидендов. Но он не всегда срабатывает. Порой место основного владельца предприятия и место его финансового директора делит одна и та же банда, простите, группа менеджеров, как в случае, упомянутом абзацем выше. Тогда она порой через дивиденды выводит свою премию до тех пор, пока предприятие не будет разорено банками. Таким образом, мы можем несколько лет получать прекрасные дивиденды, а потом вдруг узнать, что какая-то часть наших акций ничего не стоит. Ничего смертельного, но неприятно.

 

 

Долговая нагрузка предприятия отражается традиционно мультипликатором Net Debt/EBITDA, что по-русски читается как отношение чистого долга к прибыли.

EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) – прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений.

Net Debt – чистый долг, рассчитывается как сумма заемных обязательств минус величина денежных средств и их эквивалентов.

 

Разжую про Net Debt, это важно. Допустим, я должен Васе Пупкину 10 рублей, но у меня есть заначка 3 рубля. Какой у меня Net Debt? Правильный ответ – 7 рублей. Денежные средства – это наличные и вклады до востребования. А эквиваленты – это краткосрочные высоколиквидные вложения, легко обратимые в деньги и не несущие риска изменения ценности. То есть если бы помимо заначки мне еще Таня была должна 2 рубля до завтра, а Таня у нас во дворе котируется не хуже сбербанка, то мой Net Debt был бы 5 рублей.

 

 

Как видите, ничего особо сложного в этом нет. Интересный вопрос по теме звучит так: какую величину долговой нагрузки можно считать приемлемой?

Мое субъективное мнение: отрицательную. То есть, наличность на счетах предприятия должна превышать заемные обязательства. Ну если не быть таким строгим, то можно терпеть долговую нагрузку в пределах 1: прибыль одного года полностью покрывает весь долг предприятия с процентами. Но вообще-то, как когда-то сказал Баффет, брать сегодня в долг можно столько, сколько легко отдашь завтра. Мое мнение: мы можем видеть возрастание долговой нагрузки за 1 только в трех случаях: первый – бизнес гибнет; второй – основной владелец ослабляет этот бизнес, чтобы заграбастать другие бизнесы – и эти оба случая неприемлемы для разумного инвестора; и третий, последний – бизнес требует реорганизации, реконструкции основных производств, и кредиты в данный момент – лучший выбор. Последний вариант всегда сомнителен для инвестора, но в отдельных случаях может быть приемлем.

 

 

А дальше давайте спорить или смотреть на реальные бизнесы, акции которых мы покупаем – смотреть, что происходит с ними и с нашими инвестициями в зависимости от различных наших подходов к мультипликатору долговой нагрузки.

 

 

 

 



ПО ТЕМЕ

ИНВЕСТИЦИИ КАК БИЗНЕС

Есть бизнесы,  которые требуют для входа определенный капитал. Есть бизнесы, требующие затрат только в виде энергии и творчества своего создателя. Инвестиционный бизнес представляет собой промежуточный вариант. Войти в это дело можно и с маленькой суммой, но создать устойчивую и приличную доходность можно только накопив некоторый капитал, пусть и с помощью самого этого бизнеса. Этому способствует его уникальная особенность – основными активами этого бизнеса являются не техника, здания и специалисты, а сами деньги или их ближайшие родственники – ценные бумаги.

читать полностью…

АПОЛОГИЯ ДИВИДЕНДОВ

Я свою стратегию никогда публично не размещал до появления этого сайта. Если что и обсуждал, то в неполном виде и без идеологии, только технические аспекты. Потому сейчас, наверное, самое время ответить на все те претензии к дивидендным компаниям и к инвестициям в них, что есть в сети и литературе. А мифологии накопилось, надо сказать, немало.
Русские источники обычно переписывают антидивидендные главы старых американских книжек. Перечислим главные "проблемные" зоны дивидендного подхода.
Проблема №1 – налоги.

читать полностью…