Читатель вхОд

вечное | 11.04.2012 | 71 отозвалось


ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА


Итак, учим мат. часть. На сайте стало много умных вопросов и чтобы мы могли общаться на одном языке и чтобы и новички нас понимали однозначно, наверное, раз в неделю или раз в две недели буду публиковать здесь что-то из сленга профессиональных финансистов. Если говоришь на специальные темы, приходится пользоваться специальными языками для удобства как выражения, так и понимания. Финансовый словарь невелик, это не философы с математиками – освоить основные понятия много времени не уйдет и труда не составит. Если что-то позабудется – найти все статьи этой тематики будет легко - в облаке тегов в подвале сайта все будет покоиться под тегом "мультипликаторы".

 

Пара слов о мультипликаторах или финансовых коэффициентах (синоним). Этим длинным красивым словом финансисты называют индикаторы – ориентиры, которые помогают создать иллюзию, что бизнесы можно сравнить между собой, пользуясь объективной доступной информацией. А главное: на основании мультипликаторов пытаются определить настоящую цену компаний, внутреннюю стоимость. Берутся разные показатели компании, умножаются между собой или делятся, в результате получаются разные мультипликаторы. Финансисты надеются, что сравнение мультипликаторов компаний одной отрасли между собой может показать какая компания привлекательнее для инвестора в данный момент. В этом есть разумное зерно. Допустим, у нас есть небольшая больница. Нам нужно выбрать, кого из пациентов оставить в больнице, ибо он легко и скоро выздоровеет без особых затрат, что улучшит нашу статистику и поднимет наши прибыли, а кого выгнать от греха подальше. Средняя температура по больнице 37 градусов. Наш финансовый директор больницы, поднаторевший в мультипликаторах еще с института, советует всех, у кого ниже 37, оставить, а всех, у кого выше – выгнать. Согласитесь, в этом есть разумное зерно. Но я сомневаюсь, что отношение к средней температуре нам сообщает что-то надежное про перспективы пациента. Мне кажется немного более информативным температурный график каждого пациента за последние пять лет, скажем. Но это уже тонкости, о которых мы будем спорить в комментариях. А между тем, кое-что про мультипликаторы, наверное, проясняется.

 

 

Вернемся к теме. Интуитивно думаю, все понимают, что такое "долговая нагрузка". Предприятие выпускает, скажем, гвозди. Весной гвозди пользуются отличным спросом – начинается и развивается много строительных проектов, где нужны гвозди, а осенью строители уже все прибили что могли и к зиме уж и вовсе никто гвозди не покупает. А предприятие работает круглый год, платит зарплату и покупает металл, чинит станки и содержит помещения. То есть, весной-летом у нашего предприятия деньги текут рекой, осенью ручеек истощается, а зимой и вовсе поворачивает вспять, ибо топить в цехах надо и склады расширять. Финансовый директор предприятия, чтобы показать, что он не зря ест свой хлеб, закрывает возникающие финансовые разрывы (финансовый разрыв – это когда наличные деньги срочно нужны, но сейчас их временно нет – не сезон) краткосрочными кредитами. Кредиты берутся и в срок возвращаются, пока кто-то где-то не допустит ошибки. Финансовый директор, получив премию и повышение, тогда реструктурирует (переоформит) эти долги из краткосрочных в долгосрочные. Ошибка тянет другую ошибку, вес финансового директора на предприятии растет, ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА растет, и вот предприятие уже работает только на пополнение оборотных средств и на банки. Где-то в середине этой цепочки пропадают дивиденды акционерам – они уходят на банковский процент и зарплату финансового директора и его быстро размножающимся заместителям и помощникам. Узнайте на досуге какой штат с какими зарплатами выделен у Дерипаски на переговоры с банками о реструктуризации долгов.

 

 

Мы с вами покупаем акции надолго, чтобы по ним получать дивиденды. Поэтому нам важно отслеживать что происходит с долговой нагрузкой предприятий, которые мы покупаем. У нас, с одной стороны, есть верный индикатор – размер дивидендов. Но он не всегда срабатывает. Порой место основного владельца предприятия и место его финансового директора делит одна и та же банда, простите, группа менеджеров, как в случае, упомянутом абзацем выше. Тогда она порой через дивиденды выводит свою премию до тех пор, пока предприятие не будет разорено банками. Таким образом, мы можем несколько лет получать прекрасные дивиденды, а потом вдруг узнать, что какая-то часть наших акций ничего не стоит. Ничего смертельного, но неприятно.

 

 

Долговая нагрузка предприятия отражается традиционно мультипликатором Net Debt/EBITDA, что по-русски читается как отношение чистого долга к прибыли.

EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) – прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений.

Net Debt – чистый долг, рассчитывается как сумма заемных обязательств минус величина денежных средств и их эквивалентов.

 

Разжую про Net Debt, это важно. Допустим, я должен Васе Пупкину 10 рублей, но у меня есть заначка 3 рубля. Какой у меня Net Debt? Правильный ответ – 7 рублей. Денежные средства – это наличные и вклады до востребования. А эквиваленты – это краткосрочные высоколиквидные вложения, легко обратимые в деньги и не несущие риска изменения ценности. То есть если бы помимо заначки мне еще Таня была должна 2 рубля до завтра, а Таня у нас во дворе котируется не хуже сбербанка, то мой Net Debt был бы 5 рублей.

 

 

Как видите, ничего особо сложного в этом нет. Интересный вопрос по теме звучит так: какую величину долговой нагрузки можно считать приемлемой?

Мое субъективное мнение: отрицательную. То есть, наличность на счетах предприятия должна превышать заемные обязательства. Ну если не быть таким строгим, то можно терпеть долговую нагрузку в пределах 1: прибыль одного года полностью покрывает весь долг предприятия с процентами. Но вообще-то, как когда-то сказал Баффет, брать сегодня в долг можно столько, сколько легко отдашь завтра. Мое мнение: мы можем видеть возрастание долговой нагрузки за 1 только в трех случаях: первый – бизнес гибнет; второй – основной владелец ослабляет этот бизнес, чтобы заграбастать другие бизнесы – и эти оба случая неприемлемы для разумного инвестора; и третий, последний – бизнес требует реорганизации, реконструкции основных производств, и кредиты в данный момент – лучший выбор. Последний вариант всегда сомнителен для инвестора, но в отдельных случаях может быть приемлем.

 

 

А дальше давайте спорить или смотреть на реальные бизнесы, акции которых мы покупаем – смотреть, что происходит с ними и с нашими инвестициями в зависимости от различных наших подходов к мультипликатору долговой нагрузки.

 

 

 

 



ПО ТЕМЕ

ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ

Вчера получил замечательный комментарий к прошлому посту про психологические проблемы. Там вообще переписка в комментах получилась много интереснее самой публикации.
Вот что Анатолий пишет:
Олег, вот есть практика а есть теория. Теоретически вы правы начав с 20 лет откладывать и инвестировать к 80 можно стать состоятельным "кротом" :))) Но практически таких людей нет. Я не знаю ни одного человека который преуспел таким образом, хотя как то слышал про бомжа у которого после смерти в матрасе были найдены накопленные им миллионы долларов. С другой стороны у меня много примеров людей которые напором, прорывом и риском сформировали себе капитал. Уверен есть периоды у каждого мужика когда не просто можно а нужно рисковать что бы преуспеть и такие возможности у каждого открываются помногу раз скажем лет этак до сорока. Неужели вы этого не видите, неужели ваш жизненный путь об этом вам не говорит??? Монотонно это скажем после сорока когда "добыл" уже капитал, когда не потерять а сохранить, когда консервативно, когда есть что терять. Рекомендую для проверки найти 80 летнего мужичка и спросить нужен ли ему 1 млрд тугриков и вы услышите что уже нет и что отдаст он его наверное любимой внучке или внуку....

читать полностью…

БОГАТСТВО И ИНФЛЯЦИЯ

Удивительно, но факт: общество не заинтересовано в богатстве самом по себе. Общество, с тех пор как осознало себя таковым, борется с богатством. Богатство на теле общества – как жир на теле человека. Небольшой жирок полезен и продуктивен, а значительные скопления богатства ведут к малоподвижному образу жизни, препятствуют нормальной циркуляции жидкостей в организме, способствуют развитию болезней. При ожирении спасение для человека, как и для богатого общества – подвижные игры и физический труд.

читать полностью…

  • 11 апреля 2012 07:43
    Спасибо за статью.
    В идеале:        1 > Net Debt/EBITDA & Net Debt/EBITDA -> 0.
    :-)

    • Григорий
      11 апреля 2012 08:55
      рад, что понравилась :) спасибо!

  • 11 апреля 2012 09:13
    Интересная статья. Сложные вопросы простым языком-так держать! Спасибо!

  • 11 апреля 2012 11:32
    Хорошая статья. Спасибо!
    Хотелось бы еще практическое применение раскрыть. Т.е. где смотреть эти показатели? На примере какой-нибудь компании.

    • vinccc
      11 апреля 2012 12:54
      спасибо :) смотреть в отчетности компаний. у каждой компании есть официальный сайт, на сайте есть рубрика "инвесторам" или "акционерам". там публикуется бухгалтерская отчетность.
      я постараюсь позже сделать статью с подробной иллюстрацией. я обычно в июне-июле отчетности смотрю – тогда и напишу...

      • ОК
        11 апреля 2012 12:55
        Замечательно;)

  • 11 апреля 2012 12:15
    Олег, а что думаете за "Новороссийский морской торговый порт"? Вроде большая задолженность, но они 3 года ее снижают, выручка и прибыль в разы поднялась, дивиденды исправно платят... Кстати, за прошлый год в разных местах цифры разные 0.17 и 0.023 за 2010 год. И завтра отсечка!

    • Alexey Myasnikov
      11 апреля 2012 12:56
      НМТП мне очень нравится, как бизнес.присматриваюсь к ним, но пока он не в "списке". может включу на следующий год – надо смотреть что там изменилось за год.

  • 11 апреля 2012 14:49
    Классная статья!

  • 11 апреля 2012 16:13
    Олег, спасибо за сайт)
    А Мечел к какой из категорий относите? На ваш взгляд, велика ли вероятность того, что он и дальше будет продолжать загинаться? Рыночный дисконт уже 4хкратный за последний год образовался

    • Dmitry-2
      11 апреля 2012 16:33
      Спасибо за спасибо! Очень приятно.
      У Мечела долговая нагрузка выше 3 по-моему. Это вопрос из разряда "верю-не верю". Если Вы верите, что он выкарабкается – цены соблазнительные. я лично, пока на рынке достаточно бумаг по хорошим ценам и не обремененных, предпочитаю покупать их, и даже не смотрю на Мечелы с Русалами. Тем более не буду их рекомендовать. 

      • ОК
        11 апреля 2012 16:59
        Олег, судя по сайту http://www.2stocks.ru/main/i...
        у Башнефти долговая нагрузка 3,48. Но Вы её рекомендуете.

        • rzhevskiy
          11 апреля 2012 18:16
          там данные за 10 год. я очень люблю этот сайт, но у любого интернет источника я проверяю цифры. по моим данным у Башнефти 0, 6 – 0,7 Чистый долг/ EBITDA

          • ОК
            11 апреля 2012 21:28
            А из какого источника Ваши данные? С сайта компании Башнефть скорее всего.

            • rzhevskiy
              11 апреля 2012 22:03
              скорее всего... или с 
              http://quote.rbc.ru/exchange...
              на других сайтах часто ошибаются, а у quote это платный сервис – ребята более ответственно подходят. я сейчас не помню где брал, но цифра такая. у нефтянников только у татнефти больше единицы по-моему...

            • rzhevskiy
              12 мая 2012 13:56
              Искал на сайте Башнефти, никаких подобных данных в разделе "Акционерам и инвесторам" не увидел. Это что, секретная информация?

              • Evgeny Gorsky
                12 мая 2012 15:58
                не понимаю как там можно не найти... 
                http://www.bashneft.ru/share...

                • ОК
                  12 мая 2012 16:12
                  Из отчета МСФО (Итого обязательства/Итого активы) – так считается?
                  6.52/13.573=0,48 – это верно?

                  • Evgeny Gorsky
                    12 мая 2012 18:15
                    активы не равно прибыль. активы предприятия – собственность предприятия, имеющая денежную стоимость и отражаемая в активе баланса: деньги, счета дебиторов, оборотные фонды, основной капитал и нематериальные активы. вам же нужна в знаменатель прибыль до налогов. 
                    но Ваша формула так же уместна. многие так и считают. не проблема – нужно определиться что считать приемлемой долговой нагрузкой при этой формуле.

                    • ОК
                      12 мая 2012 19:28
                      Олег, в данном примере(Башнефть, отчет МСФО) прибыль до налогов за 2011г.=2.204, тогда получается 6.52/ 2.204=2.96 . Что тут неверно посчитано?

                      • Evgeny Gorsky
                        12 мая 2012 19:56
                        я сейчас в деревне с компьютером, который не открывает pdf файлы, то есть не могу посмотреть отчет. отвечу через пару дней. хорошо?
                        я бы уточнил итого обязательства. в отчете обыкновенно включается задолженность перед поставщиками, по зарплате и много прочей задолженности, которую нам не нужно учитывать. плюс к этому из кредиторской задолженности нужно минусовать денежные средства и дебиторку. ну и так далее.
                        найдите в инете простой учебник по бухучету – это весьма полезное и душеспасительное чтение :)

                        • ОК
                          15 мая 2012 06:14
                          Олег, покажите на примере, как считать.

                          • Evgeny Gorsky
                            15 мая 2012 06:54
                            давайте, я постараюсь сделать статью или серию статей летом как считать мультипликаторы с квартальным отчетом в руках. подождете?

                        • ОК
                          25 мая 2012 18:37
                          " найдите в инете простой учебник по бухучету – это весьма полезное и душеспасительное чтение :) " – Олег, какой учебник посоветуете? С большим уважением, Сергей.

                          • Сергей Швайковский
                            25 мая 2012 19:00
                            если бы я сейчас учил бухучет, я бы просто набрал в яндексе "учебник бухгалтерский учет" и взял бы любых два курса и читал бы их параллельно. на мой взгляд, средний по интеллекту человек, вроде меня, может факультативно за два месяца вполне освоиться с принципами бухучета и впоследствии спокойно читать отчетность что называется "со словарем" – то есть время от времени справляясь в поиске в не совсем ясных местах...
                            я не знаю никаких выдающихся учебников по бухучету. если на сайте вдруг есть знатоки – может они выскажутся. мне тоже было бы полезно узнать, если вдруг есть где книга не оставляющая никаких сомнений... 

                          • Сергей Швайковский
                            25 мая 2012 21:06
                            Полностью бухучет никчему изучать.  Лучше пробуйте найти что-то вроде "как читать баланс и отчет о прибылях-убытках (форму 2)".
                            А лучше найдите знакомого бухгалтера, пару балансов и попросите показать, где прибыль, где кредиторка, где выручка, как увидеть чистые активы. Кстати, может быть сам напишу...

                        • ОК
                          30 июня 2012 18:44
                          А зачем интересно из кредиторской задолженности минусовать денежные средства и дебиторку(которые по сути являются ликвидными активами в счет погашения текущих обязательств)?

      • ОК
        16 апреля 2012 14:24
         За ранее прошу прощения если не в тему. Увидел знакомое название. Тут мне недавно Маман притащила желтые старые документы. В них написано что ей принадлежит определенное количество превов и обычных акций Дальвостниипроектугля. Посмотрел в инете, ныне они вошли в состав Мечел. Имеют ли эти документы ещё какую либо ценность и можно ли по ним получить акции ОАО Мечел?

        • Kirillizator Kirillizator
          16 апреля 2012 14:35
          думаю, что Вам нужно напрямую обратиться в Мечел или к его реестродержателю.

  • 12 апреля 2012 18:58
    На Вас ссылаются уважаемые люди, поменяйте на сайте шрифт, должен быть – без засечек! Это стандарт интернета, в экрана читать невозможно! Меняется одной фразой в CSS!

    • Михаил Гриб
      12 апреля 2012 19:12
      Это большая честь, что на нас ссылаются. Мы всегда очень благодарны за это.
      Но трудночитаемый шрифт выбран не случайно. Если Вы обратите внимание, на этом сайте используется и трудночитаемый слог для статей. Статьи написаны не стандартно, со сложными деепричастными оборотами, со сбитым ритмом внутри текста и так далее и тому подобное. Этот сайт намеренно делается не для быстрого чтения, а для медленного думания.
      С Вашего позволения, я удалю Ваш коммент выше, который дублирует содержание этого комментария...

  • 12 апреля 2012 20:16
    Еще вопрос: 10 лет на рынке, а в ЮКОС вкладывались? И были за это время банкротства или кардинальный отказ от дивидендов, если даже в кризис по Вашим данным было лишь снижение прибыли...

    • Alexey Myasnikov
      12 апреля 2012 21:04
      ага :) вкладывался :) он у меня немного откушал от годовой прибыли, но благодаря диверсификации убытков по году не было. 
      были конечно, и банкротства и кидали с дивидендами. поначалу ерепенился и переживал. а сейчас чувствую себя как ледокол :) караван идет – собаки лают... вон, корссис снят с торгов – у меня была и остается эта бумажка – не успел продать – а счет даже не дрогнул. она мне во-первых почти все вернула дивидендами, а во-вторых для моего счета она маленький эпизод не влияющий на картину. кризис – эпизод покрупнее, но пережив один, и осознав какое это доходное дело, с нетерпением ждешь следующего... 
      очень советую всем кто начинает: выберите себе стратегию с умом и потом просто дайте этой стратегии сделать свое дело. с каждым годом инвестирования Ваш счет будет все менее чувствителен к неприятностям. не стоит и с самого начала переживать ...

      • ОК
        17 августа 2013 18:44
        А с какого года вы начали применять именно дивидендную стратегию. С самого 2002 ?

        • ii-oleg-ii
          17 августа 2013 22:04
          сначала купил все в чей бизнес верил, а за пару лет распробовал дивиденды....

          • ОК
            18 августа 2013 10:13
            А по какой тактике цену покупки определяли с 2002 по 2004 годы?

            • ii-oleg-ii
              18 августа 2013 10:27
              я тогда на цену не смотрел. у меня была несгибаемая уверенность, что Россию ожидает экономический расцвет и надо в этом участвовать. в принципе сейчас очень похожее время, но опыт и знания порождают жадность :)

  • 15 апреля 2012 10:20
    спасибо вам, Олег, за отличную статью. ваш сайт только нашёл и сразу подписался на twitter. понравилось то, как вы простым языком всё объясняете, например насчёт той  же  фундаментальной оценки предприятия. в теории я  понимаю как это и что это, но когда доходит до работы с мультипликаторами не всё понятно. на рынке я полтора года и сейчас занимаюсь кратко- и среднесрочными спекуляциями, но в будущем планирую перейти на долгосрочные инвестиции. ваш десятилетний опыт впечатляет и будет мне неким образцом. ещё раз спасибо за сайт.

    • Евгений спекулянт
      15 апреля 2012 10:44
      спасибо за отзыв и за добрые слова. постараюсь и в дальнейшем не опускать планку :) и вам желаю всяческих успехов!

  • 29 мая 2012 12:39
    Олег, а почему в расчете мультипликатора используется EBITDA? Ведь о сомнительности данного показателя очень много говорят... Может стоит учитывать вместо него чистую прибыль? так, по крайней мере, более объективно будет видно как быстро компания может погасить имеющийся долг.
    И еще вопрос – иногда используется коэффициент долг/капитал, можете подсказать что в данной ситуации подразумевается под долгом и капиталом?

    • vansha_i
      29 мая 2012 16:31
      у данного мультипликатора только мне известно 5 способов расчета. я описал тот которым пользуюсь я. можно считать отношение к чистой прибыли – не вижу криминала, даже напротив – много плюсов. вообще считать можно как угодно – важно сформировать точку зрения на результат подсчета.

  • 31 июля 2012 11:56
    Очень понравилась Ваша статья. Прочитав комментарии, решила разместить  ссылку на Учебник по бухгалтерии для начинающих – все очень просто. Надеюсь, кому-нибудь пригодится :)
    http://www.finbuh1c.ru/...

    • Oluwka Zaika
      8 июня 2016 11:47
      А Вы после нее читаете Баланс корпораций? И не были знакомы до этой книги с бухгалтерией?

  • 15 августа 2012 00:21
    В письмах из министерства пришла такая формула:  Умеренная долговая нагрузка( отношение суммы краткосрочных  обязательств и долгосрочных обязательств к прибыли от продаж)   На эту формулу можно рассматривать как финансовый коэффициент?

    • Eddi_1
      15 августа 2012 09:25
      можно и так считать на мой взгляд.

  • 14 марта 2013 20:47
    Олег, здравствуйте! У меня 2 вопроса, надеюсь, что Вы ответите на них.
    Предположим я открыл балансовый отчет. Там есть активы, пассивы, собственный капитал и т.п. Net Debt мне как посчитать?
    И еще вопрос, почему берется EBITDA, а не чистая прибыль?

  • 17 августа 2013 18:57
    Напишу как я считаю долговую нагрузку, может кому пригодится.

    1. Отягощена ли долгами: Краткосрочные
    обязательства + долгосрочные обязательства
    / чистая прибыль

    Менее 3-х это хороший показатель,
    больше плохой. На крайний случай до 5
    можно.

    2. Долг в % от капитала:
    Долг долг + Кратк долг / Капитал * 100
    Менее 35% – это хорошо, до 50% нормально, больше плохо

    3. Текущие активы / Краткосрочные обяз
    Должно быть больше 1.



    Больше всего я уважаю первую формулу, остальные использую как вспомогательные.

  • 17 августа 2013 19:45
    Кто хочет научиться читать бухгалтерскую отчетность, советую книгу "Уоррен Баффет рекомендует. Как найти идеальную для инвестора компанию". Там все самое основное про бухгалтерские отчеты. И все доступным языком.

    • ii-oleg-ii
      17 августа 2013 22:05
      интересно, почитаю. спасибо!

      • ОК
        6 февраля 2016 22:12
        Олег, читали? Вот может ее почитать?

        • Grigory
          6 февраля 2016 22:51
          почитайте. хорошая книжка.

          • ОК
            6 февраля 2016 23:16
            Спасибо. У меня сейчас к прочтению Уоррен Баффет. Лучший инвестор мира. Потом куплю Разумного инвестора и вместе с ней тогда уж ее. Пока думаю этих 3х книг будет достаточно. А в книге Уоррен Баффет. Лучший инвестор мира. нашли для себя интересные вещи? Если не вдаваться в Вашу неприязнь к Баффету, как к личности. Все же биография) Решил ее прочесть самой первой)

            • Grigory
              6 февраля 2016 23:54
              Я бы советовал начать с Грэма. Баффет постоянно ссылается на "Разумного инвестора" – и не освоив его Вы не будете понимать о чем у Баффета идет речь. Биографическая книга про Баффета неплохая, почему бы ее не прочитать...

              • ОК
                7 февраля 2016 12:56
                Спасибо!

  • 18 сентября 2013 13:11
    Олег, как манны небесной, ждем стати "как считать" ваши мультипликаторы из реальных квартальных/годовых отчетов. На примере какой нибудь компании или 2х.

  • 18 сентября 2013 14:55
    В общем понятно то, что ничего не понятно.
    Берем пример баш нефть. http://www.bashneft.ru/share...
    2 отчета за 4кв 2012г. MD&A и МСФО
    В MD&A четко прописаны EBITDA и чистый долг. Итого имеем 0,78 показатель (78 018 / 98 690).
    В МСФО чистый долг рассчитываем как "обязательства – денежные средства и их эквиваленты" (это 215601-20104=195497) / на прибыль до вычета налогов (72984) имеем 2,67 показатель.
    Где я не прав?

  • 15 октября 2013 17:54
    А давайте
    разберем на примере отчетности Газпрома, МСФО 2012г годовая. А если я где-то
    ошибусь, надеюсь, Олег меня поправит.

    Net Debt/EBITDA

    Net Debt – чистый
    долг, рассчитывается как сумма заемных обязательств минус величина денежных
    средств и их эквивалентов.

    Сумма
    заемных обязательств = краткосрочные обязательства + долгосрочные обязательства
    = 3 367 045 000 000

    Величина
    денежных средств и их эквивалентов = 419 536 000 000 (эту цифру
    я нашел в оборотных активах)

    Теперь
    отминусовываем заемные обязательства от денежных средств и их эквивалентов

    3 367 045 000 000
    – 419 536 000 000 = 2 947 509 000 000

    Итак
    получается Net Debt у нас – 2 947 509 000 000

    Теперь ищем EBITDA:

    Смотрим
    графу прибыль до налогооблажения, там написано 1 511 955 000 000

    Итак мы узнали
    что:

    Net Debt = 2 947 509 000 000

    EBITDA
    = 1 511 955 000 000

    Считаем:

    Net Debt/EBITDA

    2 947 509 000 000
    / 1 511 955 000 000 = 1.94

    Получается
    Газпром немного перегружен долгами? Ведь то что больше 1, значит плохо. Или я
    неправильно считаю?

  • 6 февраля 2016 11:50
    Я так понимаю, что без начальных знаний бухучета не получится хорошо отобрать акции? Надо учить

    • Grigory
      6 февраля 2016 17:45
      Разумнее изучить не сам бухучет, а финансовый анализ и анализ бухучета.

      • ОК
        6 февраля 2016 18:38
        Я сегодня посмотрел отчёт башнефти) Тёмный лес вообще) Пока понятия не имею каким образом я прийду к его пониманию) У Вас случаем ещё нет поста на примере разбора какой-то из акций с учётом Ваших предпочтений? Наверное такой пример будет слишком трудоёмким и не вместится в пост разумных размеров?

      • ОК
        6 февраля 2016 18:51
        А Вы писали пост с таким подробным анализом? Где-то читал, что собирались. Очень хотел бы посмотреть на примере какой-либо из акций.

        • Grigory
          6 февраля 2016 19:01
          На вебинарах разбирали анализ... На самом деле за год, пока будете гасить долги, легко освоите по любому учебнику эту тему. Это не проблема. Посты с моим анализом, и подробным, будут. Но они мало что дадут Вам для понимания, как проводить сам анализ.

          • ОК
            6 февраля 2016 20:00
            Да, согласен. Время есть, буду разбираться в любом случае. Все же база, на которой я буду делать дальнейшие все финансовые решения. Спасибо!

          • ОК
            6 февраля 2016 21:53
            А как мне попробовать самому придти к выводам на примере допустим Газпрома или Башнефти? У Газпрома Акционерам и инвесторам есть Отчетность «Газпрома» по МСФО за девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2015 года. У Башнефти не совсем понял что именно выбирать http://prntscr.com/9zujo3.... Суть отчетности у всех идентичная? У газпрома МСФО. А есть и другие?

            • Grigory
              6 февраля 2016 22:49
              Есть российские стандарты и американские... и, наверняка еще какие-то есть. я глубоко не вдавался во все формы отчетности. Российские компании все переходят на международный стандарт – МСФО.

              • ОК
                6 февраля 2016 23:13
                Спасибо большое!

            • Grigory
              6 февраля 2016 22:55
              Смотрите годовую отчетность по МСФО. Квартальная отчетность сокращенная. Когда в годовой освоитесь, квартальную будет легко понимать, а пока лучше не путаться....

              • ОК
                6 февраля 2016 23:13
                Так тогда и поступлю. Благодарю.

          • ОК
            6 февраля 2016 23:12
            Согласен. Спасибо!